Возникли сложности и с иностранными перевозчиками. Они не хотят нести ответственность за введение систем по учету данных тех, кто покупает билет в Россию. Аналогичные требования по учету паспортных данных, кстати, есть и у американских властей, и европейские перевозчики беспрекословно их соблюдают, отметил Черток.
Что же касается некоторой настороженности пассажиров по поводу того, что от них требуют предъявить паспорт при покупке билета на автобус или речное судно, то тревоги напрасны.
Введение новых правил продиктовано в том числе заботой о безопасности пассажиров. К госсистеме этих данных имеет доступ ограниченное число лиц, в том числе и из силовых ведомств. С помощью этой базы как раз выявляют тех, кто находится в розыске. Но ведь и обычному пассажиру вряд ли хочется, чтобы рядом с ним в пути оказался опасный преступник, отметил Черток.
Он напомнил, что по международным требованиям в авиации давно существует обмен данными о пассажирах. Все привыкли покупать билеты в поезда дальнего следования по паспорту. Но для многих пока просто непривычно предъявлять паспорт при покупке автобусного билета. Кстати, и здесь речь идет только о тех маршрутах, которые определены постановлением правительства, и где есть риски в плане антитеррористической безопасности.
При этом система полностью защищена от внешнего вмешательства, в том числе и от хакеров. Параллельно МВД, МЧС и минтрас ведут работу по внедрению единой системы, которая позволила выявлять нарушителей среди перевозчиков.
Информационная система взаимодействия позволит сократить число проверок добросовестных компаний и обратить больше внимания на тех, кто нарушает правила пожарной безопасности, требования по перевозке пассажиров.
Сейчас не все коммерческие перевозчики готовы тратить деньги на безопасность, признал представитель департамента транспортной безопасности и специальных программ минтранса Евгений Ночкин.
А государство за три года в рамках программы по обеспечению населения на транспорте уже вложило более 46 миллиардов рублей. Только на обеспечение безопасности в метро выделено 12 миллиардов рублей. На эти деньги закуплены современные системы мониторинга за пассажиропотоком.