Борис Вишневский: Уровень истерики на выборах мэра зашкаливает

Выборы мэра Москвы - тема горячая и широко обсуждаемая в блогосфере. Один из активных участников дискуссий - депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии "Яблоко", политолог и публицист Борис Вишневский. Сегодня с ним беседует наш корреспондент.

Борис Лазаревич, сначала, если позволите, несколько общих вопросов. Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать будущий мэр Москвы?

Борис Вишневский: Мэр прежде всего должен быть интернационалистом, иметь команду, уметь прислушиваться к разным точкам зрения, возникающим в этой команде. Опасно, если он начнет делать из себя икону, доказывать, что он "великий и могучий", что ему нет никакой альтернативы. Естественно, столичный градоначальник должен знать свой город, и не просто знать, а понимать, чем дышат в этом городе сами люди. Понимать, что он человек, которого жители нанимают на работу, чтобы он отстаивал их интересы. Не помешают мэру и такие простые человеческие качества, как доброта и отзывчивость. Есть и еще одно важное качество - готовность к диалогу, в том числе с президентом. Кем бы ни был новый мэр, ему придется искать общий язык с главой государства, поскольку многие проблемы города можно решить, только взаимодействуя с федеральной властью. А если он изначально настроен на то, что кругом одни жулики, воры, враги и он их всех посадит, когда займет кресло мэра, то ничего хорошего для жителей Москвы из этого не выйдет.

Какие, на ваш взгляд, темы должны подниматься в борьбе за кресло градоначальника?

Борис Вишневский: Претенденты на кресло мэра в первую очередь должны доказывать людям, что они способны решить главные проблемы Москвы. В приоритете, конечно же, социальные вопросы: ЖКХ, дороги, точечная застройка, сохранение зеленой зоны города. Разумеется, безопасность. В общем, то, что нужно для нормальной жизни горожан.

Борис Лазаревич, а в чем, с вашей точки зрения, заключаются особенности нынешней московской кампании?

Борис Вишневский: Прежде всего в том, как  кандидаты, обладающие различной степенью узнаваемости, ведут предвыборную борьбу. И здесь отнюдь не все гладко. Смотрите: есть такие претенденты, которых вообще не слышно и не видно, и если бы ты не знал, что они участвуют, ты бы никогда об этом не догадался. Есть мэр, который делает ставку на то, что его и так все знают. И есть Алексей Навальный, который придерживается апокалипсического сценария: или он, или полная погибель. Как мне представляется, это не метод для ведения избирательной кампании. Уровень истерики просто зашкаливает. Имеется кумир, и все, кто смеют в нем сомневаться, объявляются врагами. Или мы, или никто.

Вы выступили с довольно резкой критикой кампании Навального. Чем это было вызвано?

Борис Вишневский: Для начала я бы хотел оговориться: я не критикую Навального как политика. Его взгляды для меня во многом неприемлемы, но в Москве есть избиратели, которые их разделяют. Я бы не критиковал эту кампанию Навального, если бы не видел те методы, с помощью которых она ведется. И те аргументы, которыми пользуются агитирующие за него. Вот эта стилистика меня абсолютно не устраивает. Я проходил ее много раз и не хочу повторений.

Массу вопросов вызывает открытая агитация за Навального во многих СМИ. Ну, хорошо, агитируйте, однако озвучивайте и позиции других кандидатов. Однако этого не происходит или происходит чисто символически, вскользь. Не устраивает и то, что происходит в Интернете, когда фанаты набрасываются на любого, кто смеет усомниться в Навальном. Меня не устраивают любые попытки поиска вождя, кто бы в этом качестве ни выставлялся. Поэтому моя критика направлена на группу поддержки Навального. Как к политику у меня к нему много претензий, но избиратели в Москве сделают выбор самостоятельно.

Но тогда имеет ли шансы кандидат от партии "Яблоко" Сергей Митрохин, чьи рейтинги намного ниже?

Борис Вишневский: Безусловно. Конечно, у Митрохина сейчас нет такой узнаваемости, как у Навального, но до выборов еще больше месяца, и многое может измениться. Сергей Митрохин - это кандидат, который ведет кампанию на содержательном уровне. Он не истерик по типу "Это наш последний шанс: или он, или конец света", ему есть, чем отчитаться. Все последние 10 лет он работал на москвичей, основал "Комитет защиты москвичей", став его председателем, в 2005 году был избран депутатом Московской городской думы. Думаю, его деятельность за это время будет оценена.

Вы оппонировали писателю Михаилу Веллеру, который выдвинул тезис: "Кто проголосует не за Навального, тот проголосует за Собянина". С чем конкретно вы не согласны?

Борис Вишневский: Все дело в нарушении элементарной математической логики. В выборах участвуют шесть человек. Собянин - один из этих людей, Навальный - тоже. Не нужно передергивать, намекая на то, что помимо них в этой кампании больше никого нет. Те, кто проголосуют за еще четырех кандитатов, поднимут их результат и никак не повлияют на тот результат, который будет у Собянина. Помогают нынешнему градоначальнику только те, кто голосуют непосредственно за него.

Борис Лазаревич, ваши оппоненты возражают вам: разделение протестного электората на пять оппозиционных фигур на руку Собянину…

Борис Вишневский: Ошибочно думать, что если остальные оппозиционеры снимаются с выборов, то их голоса автоматически перейдут к оставшемуся кандидату от оппозиции. Часть избирателей просто не пойдет на выборы, потому что программы оппозиционных кандидатов все-таки сильно различаются. Голоса - это не пакет акций, который можно взять и передать другому кандидату. Часть обязательно потеряется по дороге. Чем больше кандидатов от оппозиции участвуют в выборах, тем лучше. Увеличивается вероятность второго тура, потому что каждый из них привлекает какую-то часть избирателей. И все вместе они могут добиться того, что общий результат основного соперника уменьшится в процентах от числа участников голосования.

Прочитано в...

Financial Times:

"Не наше дело выбирать сторону в российских политических баталиях", - пишет Анатоль Ливен, профессор кафедры военной истории в Лондонском королевском колледже... Однако в случае с Навальным и его ближайшими соратниками следует повнимательнее присмотреться к некоторым из их политических принципов, продолжает он.  Отмечая характерное для политика-популиста соединение борьбы с коррупцией с патриотизмом в политической риторике Навального, Ливен утверждает, что "проблема состоит в элементах русского этнического шовинизма в патриотизме Навального".

"...Мы не должны позволить слепой ненависти к Путину привести нас к слепой поддержке любой оппозиции к нему", - полагает Ливен.

Die Welt:

"Да, обвинительный приговор мобилизовал сторонников Навального, - признает замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. - Однако дальнейший рост популярности Навального маловероятен. На выборах московского мэра большая часть жителей столицы отдаст предпочтение управленческому опыту и практическим способностям, а не политическим воззрениям..."

Опубликовано в иноСМИ