Семь приоритетных целей глава кабмина озвучил еще в мае прошлого года на первом заседании нового состава кабинета. В число первостепенных целей вошли принятие госпрограмм, подготовка трехлетнего бюджета, последовательное повышение зарплат отдельным категориям работников социальной сферы, реализация мер, прописанных в "дорожных картах" по улучшению ведения бизнеса в России, реформирование госслужбы, активная приватизация госсобственности и формирование механизмов "Открытого правительства".
Первые оценки работы по этим направлениям премьер раздал в ноябре прошлого года, спустя полгода существования нового правительства. Как и тогда, сейчас Медведев подтвердил актуальность тех задач и указал на необходимость их достижения. Глава правительства в целом удовлетворен работой своих подчиненных по семи приоритетам.
За год кабмин утвердил 40 из 43 государственных программ по всем направлениям социально-экономического развития. Программный метод стал новым принципом для формирования федерального бюджета. Под него же, напомнил премьер, перестроятся региональные и муниципальные бюджеты. "В работе над бюджетом мы должны будем проанализировать, насколько поставленные цели увязаны с нашими бюджетными возможностями, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Цели должны стимулировать развитие, но не должны быть фантастическими".
Новые подходы существенным образом меняют принципы работы над федеральным бюджетом. Прежде всего, значительно расширен горизонт планирования. "Надеюсь, это позволит лучше расходовать средства, делать это более рационально и концентрировать средства на решении основной задачи - устойчивого сбалансированного роста", - заявил председатель правительства.
"Безусловным приоритетом остается выполнение социальных обязательств", - напомнил Медведев, переходя к следующей задаче. Самыми значимыми из этих обязательств являются повышение зарплат учителей и воспитателей дошкольных учреждений. Сегодня уже в 52 субъектах зарплата педагогов достигла и превысила среднюю по региону, напомнил премьер. По воспитателям детсадов дела идут не так хорошо. "Пока эта задача решается не так, как всем хотелось бы", - признал председатель правительства.
Куда лучше идут дела с реализацией "дорожных карт" в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Причем данная премьер-министром оценка опирается не на его собственные ощущения, а на мнение предпринимательского сообщества. "Оценка в общем вполне позитивная. Они видят в этом смысл, считают, что эти карты работают", - отметил Медведев.
Не все еще сделано для достаточного сокращения государственного присутствия в экономике страны. Пока правительству удалось провести ряд крупных приватизационных сделок, в том числе по авиакомпании "Сибирь", ТГК-5, проведено доразмещение пакета акций ВТБ. "Ориентиры по приватизации остаются достаточно жесткие", - напомнил премьер о том, что в перспективном плане стоит немало предприятий, включая ряд инфраструктурных монополий. "Планы должны исполняться, конечно, с учетом реальной экономической ситуации", - заявил председатель правительства.
- Главное - это передать имущество эффективному собственнику, способному использовать приобретенные активы с максимальной отдачей, - добавил Медведев.
Для реформирования госслужбы правительство вводило новые стандарты для чиновников и госслужащих, а также плавно переходит от бумажной работы к электронному документообороту. "Более половины документов правительство получает в электронном виде. Еще 1,5 года назад таких документов не было вообще", - заметил глава кабмина.
Наконец, кабинет министров старается и дальше становиться более открытым для общества, в том числе через механизмы так называемого "Открытого правительства". 45 ведомств на своих сайтах уже раскрыли информацию о своей деятельности, все министерства опубликовали планы работы на ближайшие пять лет. Впрочем, общество пока не до конца воспринимает государственные структуры как действительно открытые. "Люди до сих пор считают, что низкая эффективность и закрытость системы государственного управления являются одними из основных препятствий развития нашей страны", - заключил премьер-министр.
Оценки проделанной работе Дмитрий Медведев раздавал в рамках президиума Совета по модернизации и инновационному развитию экономики России. На прошедшем вчера заседании обсуждалось дальнейшее развитие предоставления госслуг в электронном виде.
Премьер считает, что сегодня этот уровень недостаточный: "Темпы перевода услуг в электронный вид пока трудно назвать оптимальными". Показатель составляет всего около 20 процентов, а к 2018 году 70 процентов граждан должны получать госуслуги в электронном виде.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что к этому времени число граждан, довольных предоставлением государственных услуг, должно составить 90 процентов. Такой же процент госуслуг будет оказываться по принципу "одного окна". При этом Единый портал государственных услуг должен охватить 70 процентов жителей страны, в то время как сегодня активных пользователей на нем всего 20-25 процентов от зарегистрированных 4 миллионов.
Причины низкой активности россиян на сайте Дмитрий Медведев стал искать незамедлительно. И сразу же обратил внимание на то, с чем сталкивается каждый новый посетитель портала госуслуг. Регистрация на нем показалась главе правительства сложной. "Отдельная тема связана с электронной подписью - нужно радикально упростить ее получение. Иначе у нас не получится нормальный сервис. Это все выглядит кисло очень", - заметил премьер, глядя в iPad.
Глава Минкомсвязи сообщил, что максимально упрощенный вариант регистрации на портале госуслуг уже готовится. Дмитрий Медведев выразил желание подписать новые правила и стать по ним одним из пользователей сайта.
- Внесите мне на подпись документ через аппарат правительства, я его подпишу и зарегистрируюсь, - обратился он к Никифорову.
От решения вопроса с электронной подписью гражданина зависит и процесс внедрения в России электронных паспортов. Как сообщил глава Минкомсвязи, переход на новые паспорта должен начаться с 2015 года. "Это создаст очень серьезную платформу для того, чтобы в ближайшие несколько лет мы совершили прорыв в части вовлечения граждан в электронный, а не традиционный бумажный способ получения услуг", - уверен Никифоров.