Рельсы, единственными в России производителями которых являются кузнецкие металлурги, скоро смогут оценить российские потребители - в частности, предприятие "Мосгортранс". А часть выпущенной партии отправится в Латвию. Также в ближайших планах специалистов комбината освоение прокатки рельсов для метрополитена.
Как сообщает центр корпоративных отношений "Сибирь" компании "Евраз", в рельсобалочном цехе прошла реконструкция. В итоге цех должен выйти на проектную мощность в 950 тысяч тонн рельсов в год. Переоборудование началось в 2009 году и проходило в два этапа, в течение которых в проект было инвестировано более 18 миллиардов рублей.
И вот совсем недавно в испытательный центр Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта доставили сертификационную партию стометровых дифференцированно-термоупрочненных рельсов производства ЗСМК. В июне здесь завершились стендовые испытания новокузнецких рельсов на усталость и трещиностойкость.
Теперь продукцию предстоит проверить на безопасность, тщательно "обкатав" на полигоне. Ожидается, что этот решающий этап займет около полугода. И если он пройдет успешно, металлурги получат сертификат, дающий право выхода с продукцией на рынок.
После отработки технологии дифференцированного термоупрочнения ЗСМК станет производителем стометровых рельсов с высокими эксплуатационными свойствами, необходимыми при использовании на высокоскоростных магистралях. А увеличенная длина - это существенное сокращение количества сварных соединений, что тоже плюс для быстроты и безопасности движения.
Кроме того, новая рельсобалка - это новые рабочие места для металлургов, только что переживших закрытие листопрокатного цеха. А еще - улучшение экологической ситуации в Новокузнецке, ведь для закалки рельсов будет использоваться не масло, как раньше, а воздух, исключающий вредные выбросы.
Надо сказать, "Евразу", еще совсем недавно занимавшему монопольное положение на внутреннем рынке рельсов, придется выпускать свою продукцию в конкурентных условиях. Дело в том, что почти одновременно производство длинномерных рельсов запустили на Челябинском металлургическом комбинате. В универсальный рельсобалочный стан компания "Мечел" вложила около 715 миллионов долларов.
Производитель сообщает, что уже практически заключил с железнодорожным ведомством долгосрочный (на семнадцать лет) договор о поставке до 400 тысяч тонн рельсов в год. А значит перспектива снижения зависимости наших железных дорог от импортных производителей, прежде всего - Японии, очевидна. Так или иначе, но эксперты утверждают: потребность России в хороших и новых рельсах настолько велика, что работы хватит всем.
- В условиях падения мировых цен на уголь и металл, необходима ориентация на внутренний рынок, - считает заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров. - Развитие железнодорожных магистралей, реконструкция БАМа и Транссиба, реализация других глобальных проектов - это поддержка отечественного производителя. Несмотря на то, что уменьшилась выплавка стали, увеличилась выплавка чугуна. И, как не казалось бы со стороны странным, выросли капитальные вложения в металлургию. Потому что руководители предприятий видят реальную обстановку и ищут те решения, которые позволят в дальнейшем развернуть в нужном направлении продукцию, реформировать существующие производства и организовать новые, востребованные на рынке.