- Результаты работы показали, что оформление судна при наличии предварительной информации происходит в 2,5-3 раза быстрее, чем обычно, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию начальник таможенного поста Морской порт Калининград имени Н. С. Хазова Екатерина Кочеткова. - Ведь благодаря ПИ инспектору не приходится в ручном режиме вносить в программный продукт сведения о номерах контейнеров, товарах и другую информацию, необходимую для совершения таможенного контроля.
В эксперименте по предоставлению предварительной информации на таможенном посту принимают участие несколько десятков перевозчиков, в том числе четыре крупные контейнерные линии. В первой половине текущего года с использованием ПИ здесь растаможили 12 процентов судов. Впрочем, к концу сентября процент подобных судозаходов увеличится как минимум в два раза - за счет исчезновения сезонных баржевых перевозчиков, не готовых осваивать современные технологии ради летних заработков.
Предварительное информирование - это электронная процедура, которая позволяет перевозчику с помощью специальных программных элементов направлять таможенным органам сведения о товаре до прибытия транспортного средства в пункт пропуска. Для грузов, ввозимых автомобильным транспортом, прединформирование стало обязательным с 17 июня прошлого года. Автоперевозчики могут подать предварительную информацию тремя способами: с помощью портала Федеральной таможенной службы, книжек МДП (международных дорожных перевозок) и программных ресурсов компаний-посредников.
Морские перевозчики пока участвуют в процедуре ПИ на добровольной основе, однако в 2014-2015 годах, по информации ФТС РФ, предварительное информирование на море станет обязательным. Сформировать предварительную информацию о морских грузах сложнее, чем о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Если в сфере автоперевозок существует только один субъект, который отправляет предварительную информацию (получатель груза, владелец транспорта или другое заинтересованное лицо), в процедуре предварительного информирования на море таких субъектов всегда два. Первый - перевозчик, который должен сообщить сведения о ввозимых на территорию Таможенного союза товарах. Второй - морской агент. Он встречает груз в порту и формирует данные о судне, судовых припасах и экипаже.
Информацию от двух субъектов морского транспорта необходимо объединить и направить на таможенный пост. Крупные калининградские перевозчики и их морские агенты используют для этих целей специализированные онлайн-системы информационных операторов. С помощью коммерческих порталов формируется единый пакет ПИ, который отправляется на портал ФТС России, а оттуда после проверки - в программный продукт таможенного органа. Небольшие компании, осуществляющие в основном сезонные перевозки, формируют предварительную информацию непосредственно на сервере ФТС России.
- В первом случае услуга предоставляется за небольшую плату, во втором - безвозмездно, - делится информацией Екатерина Кочеткова. - Поначалу перевозчики, которые пользовались государственным сервером, сталкивались с небольшими сбоями и задержками, однако после звонков на горячую линию ФТС РФ все недоработки оперативно устранялись. Сейчас в целом разницы в способе подачи ПИ нет: все достаточно просто, понятно и оперативно. Соотношение предварительной информации, которая поступает через информационных операторов и через портал ФТС РФ, составляет у нас примерно 60 на 40 процентов.
По словам Екатерины Кочетковой, процедура ПИ позволяет увеличить скорость совершения таможенных операций без потери качества контроля. За несколько часов до прибытия судна в порт начальник таможенного поста может проанализировать предварительную информацию с помощью системы управления рисками, принять решение, выходить ли инспекторам на борт или ограничиться документальным контролем, определиться, необходим ли осмотр отдельных контейнеров с помощью мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.
Сейчас инспекторы Калининградской областной таможни поднимаются на борт судна в составе комиссии лишь в 5-7 процентах случаев. Примечательно, что еще в 2011 году доля комиссионного оформления морских судов составляла 50 процентов. При этом в отношении перевозчиков, которые используют процедуру ПИ, всегда применяется только документальный контроль - без участия комиссии в таможенном оформлении судна. Грузовые и таможенные операции начинаются одновременно с постановкой корабля к причалу, а завершается документальный контроль к моменту окончательной выгрузки товаров.
- Морской порт Калининград является одной из визитных карточек региона, - подводит итог Екатерина Кочеткова. - Его выгодное географическое положение (расстояние до крупнейших иностранных портовых городов на Балтике составляет от 400 до 770 километров) позволяет говорить о наличии значительного потенциала. Однако в условиях жесткой экономической конкуренции с европейскими соседями - Литвой и Польшей - существует острая потребность в повышении привлекательности калининградского порта для морских перевозчиков. Один из аспектов, направленных на решение этой задачи, связан с оптимизацией времени совершения таможенных операций в отношении судов.
Справка "РГ"
Сейчас ПИ практикуется в портах практических всех морских регионов СЗФО. В Большом порту Северной столицы первое судно с использованием технологий предварительного информирования оформили еще в апреле 2011 года - оно следовало с автокомпонентами в Санкт-Петербург из Гамбурга. В Калининградской области таможенный эксперимент стартовал в конце прошлого года. В порту Мурманска первые пять морских судов с мороженой рыбной продукцией и глиноземом на борту были растаможены с использованием ПИ в феврале 2013 года. В Архангельской области руководство Поморского таможенного поста в марте организовало рабочую встречу с представителями судовладельцев и судовых агентов, которые выразили готовность к предоставлению предварительной информации. А в порту Выборга с апреля текущего года судовые агенты предоставляют предварительную информацию в 100 процентах случаев.