Бари Алибасов: Мы должны продвигать своих артистов

Бари Алибасов, заслуженный артист России, продюсер:

Основой музыкальной индустрии были звукозаписывающие компании, которые до 2001 года давали исполнителям и авторам 50% дохода. Загибаться эта система начала из-за появления первого бесплатного файлообменника. Запад среагировал спустя пару лет, и законодательство быстро подстроилось под новые реалии, так как они поняли, насколько сохранение этой отрасли важно для страны. Еще Клинтон говорил, что музыкальная индустрия - это основа национальной безопасности государства. Поэтому американцы продвигают свое искусство везде вместе, кстати говоря, со своими интересами и ценностями. Российскую музыку за границей не слушают. Все это происходит оттого, что у нас, по сути, отсутствует база мировой музыкальной индустрии - исполнительское и авторское право. Это подрывает не только жизнь отдельно взятого артиста, но и всего государства, которое теряет миллиарды долларов.

Массовая музыка является основой национальной идентичности, мы же отличаем японскую музыку от русской или итальянскую от американской. Законодательство, регулирующее музыкальную индустрию во всем мире, очень жесткое. Каждая страна пытается сохранить свою музыку от натиска других культур. А мы часто слышим где-нибудь русские народные песни или хотя бы советские? Практически вся наша современная музыка основана на американских интонациях.

Мы должны продвигать своих артистов и растить новых исполнителей, а для этого нужно их развитие и заработок, которые невозможны без защиты интеллектуальной собственности. Посудите сами: от продажи музыки авторам и исполнителям идет только 50% дохода, еще 30 - от звучания музыки в СМИ, в частности, радио, остальное - сопутствующие мероприятия. Теперь разберемся, что получается у нас. Гастрольно-концертная деятельность в стране практически уничтожена. С радио вообще уникальная ситуация - у нас артисты, вместо того чтобы получать деньги, сами доплачивают за звучание в эфире. В советское время основным источником доходов у авторов были рестораны. Сегодня кафе, клубы и кинотеатры крутят музыку, заманивая к себе посетителей, зарабатывают на этом деньги, а те, кто эту музыку создал, не получают ничего. Это огульное воровство, воровство же всегда должно наказываться. За счет незащищенности у нас и цены на лицензионные диски очень высоки, поэтому их покупают только истые фанаты, остальные скачивают все в Интернете, и хочется верить, что закон, о котором пишет "РГ", положит этому конец.

Пока что мы, как средневековые музыканты, ездим по площадям и чуть ли не с протянутой рукой стоим просим деньги. Хорошо еще, что существуют корпоративы, за счет которых исключительно выживают артисты. Но так быть не должно.