Новости

01.08.2013 00:55
Рубрика: Экономика

Обогнать "Сапсан"

Владимир Путин предостерег от жульничества с землей при строительстве высокоскоростной трассы
Железная дорога Москва - Казань будет высокоскоростной, решили вчера на совещании у президента. До сих пор в России не было таких магистралей. Москва - Казань станет "пилотом", а впоследствии может дойти до Красноярска. Ввести линию в эксплуатацию планируют в 2018 году. Цена проекта - пока 937 млрд рублей. Билет обойдется в среднем в 3780 рублей.

Серию совещаний по реализации масштабных инфраструктурных проектов, объявленных на Петербургском международном экономическом форуме, президент продолжил разговором о перспективах железнодорожного сообщения. Один из главных проектов - высокоскоростная линия Москва - Казань.

"Для нашей страны это новый проект", - начал разговор Владимир Путин, неожиданно предложив подумать, насколько это реализуемо и экономически целесообразно: может, просто ограничиться скоростной линией. Впрочем, посовещавшись, решили остановиться на высокоскоростной - ведь затраты на строительство примерно одинаковы. Об этом рассказал журналистам министр транспорта Максим Соколов.

"В любом случае проект призван вывести систему пассажирских железнодорожных перевозок на качественно новый уровень", - подчеркнул президент. Время в пути сократится более чем в 4 раза - до 3,5 часа, дорога пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары - поездка туда станет более комфортной, повысится туристическая привлекательность страны.

Москва - Казань может даже стать пилотным участком маршрута, соединяющего Центральный район, Поволжье и Урал, и дойти до Красноярска, не исключил глава государства.

"Приступая к реализации проекта, крайне важно выработать четкую правовую, организационную и финансовую схему", - пояснил Владимир Путин. Уже сейчас нужно предельно точно спрогнозировать объемы пассажиропотока, оценить потенциальную загруженность и продумать эффективную, гибкую тарифную политику, чтобы цены на билеты были доступны гражданам. Только при внятных перспективах окупаемости и доходности проекта, при понимании возможных рисков, интерес проявят инвесторы, добавил он.

Ключевая задача - организация финансирования. На создание линии Москва - Казань было решено выделить часть средств Фонда национального благосостояния, и вчера Путин предложил обсудить, на каких условиях и на какой период необходимо это финансирование, что планируется сделать для привлечения инвесторов, как и в какой срок будет обеспечена возвратность средств, и потребуется ли дополнительная господдержка. Решать эти вопросы нужно в самое короткое время, чтобы успеть заложить средства в проект бюджета.

"Не затягивая, нужно определиться и с оператором проекта", - решил Путин и напомнил, что ОАО "РЖД" предлагает сформировать на базе АО "Скоростные магистрали" совместное предприятие с участием государства и частных инвесторов, которое станет заказчиком проектирования и строительства инфраструктуры магистрали.

Глава государства добавил, что проект нужно детально согласовать на местах: "Чтобы все спорные моменты были улажены до начала строительства". Особенно это касается выделения земель. "Очень бы хотелось, чтобы без жульничества здесь обошлось, чтобы сейчас никто лихорадочно не стал скупать землю, а потом продавать ее государству втридорога", - пояснил он и предложил сделать регионы участниками проекта, а сроки и этапы создания магистрали отразить в плане-графике.

"С руководителями субъектов Федерации проведена соответствующая работа", - заверил президента министр транспорта. "Я лично говорил, - добавил он. - Все поддержали". Конкурс на проектирование трассы состоится не позднее сентября, а само строительство можно начать с января 2015 года, полагает Соколов. К первому кварталу 2014 года можно уже составить модель рисков. Среди них удорожание стоимости. Пока прогнозная стоимость проекта - 937 млрд рублей: 30% частных инвестиций и 70% господдержки (почти 650 млрд) за счет бюджетных субсидий, средств ФНБ и пенсионных накоплений. Минфин предварительно подтвердил 231 млрд. "Показатели проекта могут быть существенно улучшены за счет оптимизации налогообложения", - считает Соколов. Так, все согласны не вводить налог на имущество, а вот вопрос освобождения бюджетных субсидий от налога на прибыль и нулевая ставка НДС на услуги по перевозке пассажиров пока в стадии проработки.

Билет обойдется в среднем в 3780 рублей, что сравнимо со стоимостью проезда в вагоне-купе. Для проезда бизнес-классом нужно будет выложить 6000 рублей, эконом - 3400. Пассажиропоток, по оценкам специалистов, увеличится с 7,5 млн человек в 2019 году до 23 млн к 2050 году.

Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин подтвердил: местные власти "за", они обещали принять меры по обеспечению незанятости участков земли. Журналистам он рассказал, что президент поручил подготовить рабочий документ, по которому двигаться дальше. В том числе есть указание о незамедлительном проведении тендера на отбор проектной организации. В основном говорили о финансовой модели. Но чтобы предлагать окончательный вариант, нужно тщательно проработать риски, пояснил Якунин. Следующее совещание пройдет в октябре, когда будет завершен конкурс по выбору проектной организации.

Между тем

Президент подписал указ о порядке установления памятных дней и профессиональных праздников и распорядился создать рабочую группу по подготовке мероприятий, посвященных памяти великого князя Владимира - Крестителя Руси.

Как поедем

Предпроектная проработка проекта уже идет. Предполагается, что скоростная трасса пройдет по территории десяти регионов, через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары. Поезд также сможет делать остановки в Ногинске, Орехово-Зуево, Коврове, Гороховце, Дзержинске, Елабуге, Первоуральске. Новая высокоскоростная железнодорожная линия свяжет крупнейшие агломерации Центрального, Приволжского и в перспективе Уральского федеральных округов и даст возможность перемещения между городами за 1-1,5 часа.

Помимо дневных поездов на новых магистралях хотят пустить еще и ночные, которые будут ехать со скоростью 140-200 километров в час. В систему ВСМ планируют интегрировать скоростные маршруты, которые соединят эту линию и близлежащие региональные центры. Освободившиеся "окна" на существующих железнодорожных линиях будут использовать для развития пригородных и грузовых перевозок.

Точная сумма стоимости скоростной дороги будет названа только после окончательного утверждения маршрута. Она может варьироваться в зависимости от трассировки и необходимости возведения эстакад, тоннелей. Об этом говорит и международный опыт. Например, километр трассы между Болоньей и Флоренцией обошелся в 70 миллионов евро, а километр китайской ВСМ Шанхай - Ханчжоу - почти втрое дешевле. При этом практически во всех десяти странах, где есть ВСМ, главным инвестором является государство, но параллельно привлекались и средства бизнеса.

Доход государства от реализации проекта ВСМ составит почти шесть триллионов рублей. Правда, на него можно рассчитывать лишь в перспективе. Мировой опыт подтверждает, что высокоскоростные дороги - это не только серьезное улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, но и серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Это вклад в дополнительные темпы роста внутреннего валового продукта. Но такие проекты окупаются не сразу.

Подготовила Татьяна Шадрина

Экономика Транспорт Железные дороги Президент Компании Транспорт ОАО "Российские железные дороги" Филиалы РГ Столица Филиалы РГ Волга-Кама Филиалы РГ Восточная Сибирь ЦФО Москва ПФО Татарстан Казань СФО Красноярский край Красноярск
Добавьте RG.RU 
в избранные источники