Серию совещаний по реализации масштабных инфраструктурных проектов, объявленных на Петербургском международном экономическом форуме, президент продолжил разговором о перспективах железнодорожного сообщения. Один из главных проектов - высокоскоростная линия Москва - Казань.
"Для нашей страны это новый проект", - начал разговор Владимир Путин, неожиданно предложив подумать, насколько это реализуемо и экономически целесообразно: может, просто ограничиться скоростной линией. Впрочем, посовещавшись, решили остановиться на высокоскоростной - ведь затраты на строительство примерно одинаковы. Об этом рассказал журналистам министр транспорта Максим Соколов.
"В любом случае проект призван вывести систему пассажирских железнодорожных перевозок на качественно новый уровень", - подчеркнул президент. Время в пути сократится более чем в 4 раза - до 3,5 часа, дорога пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары - поездка туда станет более комфортной, повысится туристическая привлекательность страны.
Москва - Казань может даже стать пилотным участком маршрута, соединяющего Центральный район, Поволжье и Урал, и дойти до Красноярска, не исключил глава государства.
"Приступая к реализации проекта, крайне важно выработать четкую правовую, организационную и финансовую схему", - пояснил Владимир Путин. Уже сейчас нужно предельно точно спрогнозировать объемы пассажиропотока, оценить потенциальную загруженность и продумать эффективную, гибкую тарифную политику, чтобы цены на билеты были доступны гражданам. Только при внятных перспективах окупаемости и доходности проекта, при понимании возможных рисков, интерес проявят инвесторы, добавил он.
Ключевая задача - организация финансирования. На создание линии Москва - Казань было решено выделить часть средств Фонда национального благосостояния, и вчера Путин предложил обсудить, на каких условиях и на какой период необходимо это финансирование, что планируется сделать для привлечения инвесторов, как и в какой срок будет обеспечена возвратность средств, и потребуется ли дополнительная господдержка. Решать эти вопросы нужно в самое короткое время, чтобы успеть заложить средства в проект бюджета.
"Не затягивая, нужно определиться и с оператором проекта", - решил Путин и напомнил, что ОАО "РЖД" предлагает сформировать на базе АО "Скоростные магистрали" совместное предприятие с участием государства и частных инвесторов, которое станет заказчиком проектирования и строительства инфраструктуры магистрали.
Глава государства добавил, что проект нужно детально согласовать на местах: "Чтобы все спорные моменты были улажены до начала строительства". Особенно это касается выделения земель. "Очень бы хотелось, чтобы без жульничества здесь обошлось, чтобы сейчас никто лихорадочно не стал скупать землю, а потом продавать ее государству втридорога", - пояснил он и предложил сделать регионы участниками проекта, а сроки и этапы создания магистрали отразить в плане-графике.
"С руководителями субъектов Федерации проведена соответствующая работа", - заверил президента министр транспорта. "Я лично говорил, - добавил он. - Все поддержали". Конкурс на проектирование трассы состоится не позднее сентября, а само строительство можно начать с января 2015 года, полагает Соколов. К первому кварталу 2014 года можно уже составить модель рисков. Среди них удорожание стоимости. Пока прогнозная стоимость проекта - 937 млрд рублей: 30% частных инвестиций и 70% господдержки (почти 650 млрд) за счет бюджетных субсидий, средств ФНБ и пенсионных накоплений. Минфин предварительно подтвердил 231 млрд. "Показатели проекта могут быть существенно улучшены за счет оптимизации налогообложения", - считает Соколов. Так, все согласны не вводить налог на имущество, а вот вопрос освобождения бюджетных субсидий от налога на прибыль и нулевая ставка НДС на услуги по перевозке пассажиров пока в стадии проработки.
Билет обойдется в среднем в 3780 рублей, что сравнимо со стоимостью проезда в вагоне-купе. Для проезда бизнес-классом нужно будет выложить 6000 рублей, эконом - 3400. Пассажиропоток, по оценкам специалистов, увеличится с 7,5 млн человек в 2019 году до 23 млн к 2050 году.
Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин подтвердил: местные власти "за", они обещали принять меры по обеспечению незанятости участков земли. Журналистам он рассказал, что президент поручил подготовить рабочий документ, по которому двигаться дальше. В том числе есть указание о незамедлительном проведении тендера на отбор проектной организации. В основном говорили о финансовой модели. Но чтобы предлагать окончательный вариант, нужно тщательно проработать риски, пояснил Якунин. Следующее совещание пройдет в октябре, когда будет завершен конкурс по выбору проектной организации.
Между тем
Президент подписал указ о порядке установления памятных дней и профессиональных праздников и распорядился создать рабочую группу по подготовке мероприятий, посвященных памяти великого князя Владимира - Крестителя Руси.
Предпроектная проработка проекта уже идет. Предполагается, что скоростная трасса пройдет по территории десяти регионов, через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары. Поезд также сможет делать остановки в Ногинске, Орехово-Зуево, Коврове, Гороховце, Дзержинске, Елабуге, Первоуральске. Новая высокоскоростная железнодорожная линия свяжет крупнейшие агломерации Центрального, Приволжского и в перспективе Уральского федеральных округов и даст возможность перемещения между городами за 1-1,5 часа.
Помимо дневных поездов на новых магистралях хотят пустить еще и ночные, которые будут ехать со скоростью 140-200 километров в час. В систему ВСМ планируют интегрировать скоростные маршруты, которые соединят эту линию и близлежащие региональные центры. Освободившиеся "окна" на существующих железнодорожных линиях будут использовать для развития пригородных и грузовых перевозок.
Точная сумма стоимости скоростной дороги будет названа только после окончательного утверждения маршрута. Она может варьироваться в зависимости от трассировки и необходимости возведения эстакад, тоннелей. Об этом говорит и международный опыт. Например, километр трассы между Болоньей и Флоренцией обошелся в 70 миллионов евро, а километр китайской ВСМ Шанхай - Ханчжоу - почти втрое дешевле. При этом практически во всех десяти странах, где есть ВСМ, главным инвестором является государство, но параллельно привлекались и средства бизнеса.
Доход государства от реализации проекта ВСМ составит почти шесть триллионов рублей. Правда, на него можно рассчитывать лишь в перспективе. Мировой опыт подтверждает, что высокоскоростные дороги - это не только серьезное улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, но и серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Это вклад в дополнительные темпы роста внутреннего валового продукта. Но такие проекты окупаются не сразу.
Подготовила Татьяна Шадрина