Новости

01.08.2013 06:53
Рубрика: Экономика

Горючая тема

В дальневосточных регионах ищут способы снижения цен на бензин
Литр бензина АИ-95 в среднем по стране за последнюю неделю подорожал на 15 копеек и стоит теперь 31,24 рубля. Причина ясна - увеличение акцизов на моторное топливо, которое прошло 1 июля. К концу года российские автолюбители будут покупать "девяносто пятый" за 33 рубля, рассчитали эксперты.

Кого подобные цифры не пугают, так это дальневосточников. Им 33 рубля показались бы благом: например, на Чукотке стоимость литра этой марки топлива уже перевалила за 46. Что делают местные власти, чтобы снизить "бензиновую" напряженность в регионе, выясняли корреспонденты "РГ".

С проблемой обеспечения ГСМ Сахалинская область сталкивается практически каждый год. Особенно сильно ситуация обостряется зимой, когда из-за сложной ледовой обстановки начинаются перебои в поставках топлива. Основные поставки этого ресурса (до 90 процентов) сегодня проходят через компанию "РН-Востокнефтепродукт". В 2012 году очередной топливный кризис, казалось бы, переполнил чашу терпения местных властей.

- Сделаны выводы о том, что дочерняя структура "Роснефти" - "РН-Востокнефтепродукт" сработала не очень оперативно в решении топливных проблем Сахалинской области. Мы договорились о том, что регулировать поставки топлива на Сахалин будет другая компания, которая станет базироваться непосредственно на острове. Планируется ее подчинение напрямую "Роснефти", а не хабаровскому филиалу компании, - год назад заявил губернатор островного региона Александр Хорошавин.

Были достигнуты предварительные договоренности с хабаровским предприятием "Альянс", которое дало обещание также завозить нефтепродукты на сахалинский рынок.

Однако пока ни новой компании, ни диверсификации поставок топлива в области не наблюдается.

Таким образом, в новый зимний сезон область входит практически на тех же условиях, что и год назад. Львиная доля ГСМ на рынке контролируется одним игроком. Возможности сколько-нибудь обезопасить зимнюю навигацию власти не придумали. Следовательно, несколько месяцев спустя со столь же высокой долей вероятности регион рискует наступить на все те же "октановые грабли".

В том, что стоимость автомобильного топлива в Приморье не изменится до августа, несмотря на рост акцизов, представители главных игроков регионального рынка еще в июне заверили членов Совета по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов края при УФАС России по Приморскому краю.

Консультативно-совещательный орган создан по инициативе приморских антимонопольщиков. Они надеются, что его работа будет способствовать установлению прозрачности на краевом рынке нефтепродуктов. В совет входят представители федеральных органов власти, администрации края, СМИ, оптовые и розничные продавцы топлива в крае, от общественных организаций - представители Федерации автовладельцев России и Приморской правозащитной региональной общественной организации (ТИГР). Заседание совета будет проводиться один раз в квартал или чаще, по мере необходимости.

Что касается возможного повышения цен с 1 августа, официальных заявлений об этом также не было.

- Обычно о грядущем повышении цен нас уведомляют, но пока мы ничего не получали, - заверил корреспондента "РГ" заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Виктор Трякин.

Будущей зимой Сахалинская область опять рискует наступить на "октановые грабли"

Но цены на бензин зависят в регионах и от структуры рынка. Согласно данным Приморского УФАС, на территории края действуют более 300 АЗС, розничной продажей топлива занимаются порядка 115 хозяйствующих субъектов.

В Приморье две вертикально-интегрированных компании - "Приморнефтепродукт" ("дочка" "Альянса") и "РН-Востокнефтепродукт" ("дочка" "Роснефти"). Они не считаются монополистами, но на рынке доминируют, им принадлежит около половины АЗС в крае. Поставки топлива идут, в основном с Хабаровского и Комсомольского-на-Амуре НПЗ.

Как говорят более мелкие поставщики автотоплива, у крупных компаний для своих АЗС более выгодные отпускные цены, остальным приходится закупать бензин на бирже, там условия другие. А предложенный ФАС России в 2011 году законопроект "Об обороте нефти и нефтепродуктов", предлагающий разделить вертикально интегрированные компании на три самостоятельные структуры - добычу нефти, производство нефтепродуктов и их оптовый сбыт через биржу, до сих пор не принят.

В Хабаровском крае цены на розничном рынке топлива стабильно высоки, и в отличие от оптовых растут. Если на январь 2013 года в Хабаровске средняя стоимость наиболее популярного АИ-95 составляла 32,6-33,4 рубля, то на конец июля - 33,3-34,4 рубля.

Чем дальше от центра, тем цена выше. В поселке Ягодном цена на АИ- 95 выросла уже до 36,7 рубля за литр. Однако рекорд бьет дизельное топливо: в северных Ягодном и Де-Кастри цена подскочила до 39,2 и 38,5 рубля соответственно.

- Мы не можем заставить государство регулировать цены на внутреннем рынке, - говорит председатель краевого комитета по развитию ТЭК Анатолий Шатаев, - хотя Хабаровский край наряду с другими дальневосточными регионами не раз обращался с таким предложением к правительству РФ.

Поэтому реальной альтернативой становится переход на газ. Этот ресурс эффективнее любого нефтяного продукта, утверждает Анатолий Шатаев. Во-первых, дешевле. Во-вторых, калорийнее, в-третьих, экологичнее. Согласно планам властей, в будущем году в Хабаровске появятся первые 50 газовых автобусов, а до 2020 года вдоль крупных автотрасс Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре - Бикин начнут работать автомобильные газонаполнительные станции.

Экономика Транспорт Бензин Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Сахалинская область ДФО Хабаровский край ДФО Приморский край ДФО Чукотский АО