- Вообще-то я день рождения буду отмечать не в Москве, - говорит Валерий Николаевич, - а в Санаксарском монастыре, в месте последнего пристанища прославленного в лике святых адмирала Федора Ушакова. А торжественный вечер "Росс непобедимый", по названию одной из моих книг, пройдет 10 августа в храме Христа Спасителя, который будут проводить Союз писателей России и Всемирный русский народный собор, который мы организовали ровно 20 лет назад. В 1994 году после трагических событий, когда все силы не хотели собираться вместе, 25 партий пришли в Свято-Данилов монастырь на заседание Собора и поставили вопрос о будущем России. В одном из соборов принимал участие президент России Владимир Путин. У нас широкая трибуна.
Мир кружится в безумном хороводе. Через "сумасшедшую скорость нанотехнологических будней"не отстают ли российские писатели по своему воздействию на народ и молодежь от Интернета?
Валерий Ганичев: Трибуна писателя гораздо сузилась. Писательская книга не идет к народу. Книга стоит дорого. Она вне технологий Интернета. Наши СМИ не имеют представления, какая сейчас литература. Я представляю. Мы проводим в год 2-3 всероссийских писательских пленума. Мы - продолжатели классической традиции, которая связана с нравственностью и духовностью, остаемся быть литературой России, нашей провинции. Мы считаем, что писатели пишут не только в Москве. Например, писатель Виктор Лихоносов из Краснодара - один из честнейших представителей русского языка, Петр Краснов из Оренбурга - хрестоматийный писатель, Ирина Семенова - чистейший поэтический голос из Орла. Мы с главами администраций договорились вручать всероссийскую премию имени какого-то известного земляка на местах. Например, имени Твардовского - в Смоленске, имени Павла Васильева - в Омске и т. д. Есть премия "Прохоровское поле", которая дается за военно-патриотические произведения.
Как сказал Гоголь, велико незнание России посреди России.
Валерий Ганичев: До войны, когда я был мальчишкой, в 35-36-х годах стали издавать миллионными тиражами русскую классику. В Париже представитель белой эмиграции Федотов сказал: "Россия спасена". Толстой, Чехов, Достоевский, Лермонтов пришли к людям. Классическая русская литература сохраняла, поддерживала в обществе высшие духовные ценности в живительном спасительном для нее состоянии. Это был приоритет державной политики.
Как вы относитесь к списку "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации", рекомендуемых к самостоятельному чтению в школах?
Валерий Ганичев: Мы принимали в этом участие. Часть из них уместна, часть - превышение ценностных ориентаций. Не все писатели могут осмыслить мир, как политики и философы. Писатели через сердце ощущают жизнь, а политики через категории. Последние 20 лет у Союза писателей широкая взаимосвязь с РПЦ. У нас одна задача - служение высшим идеалам. К тому же в Союз писателей России пришло много священников.
Чем вы это объясняете?
Валерий Ганичев: Хотят выразиться. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл собрал представителей нашей отечественной культуры и предложил создать Патриаршую премию. Национальная литература - это отражение того культурного пути, который прошел создавший ее народ. Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. В 2013 году лауреатами Патриаршей литературной премии стали А. Варламов, С. Куняев и Ю. Лощиц. Юрий Лощиц написал выдающуюся книгу о Кирилле и Мефодии, создавших азбуку, которой мы пользуемся. С их помощью были переведены греческие тексты - "Отче наш", псалтырь. Именно писатели в 1985 году провели первый праздник святых Кирилла и Мефодия, который потом стал государственным. Вот тут произошло слияние духовного и державного.
Почему не присудили премию архимандриту Тихону Шевкунову за бестселлер "Несвятые святые"?
Валерий Ганичев: Книга вызвала споры. Отец Тихон - человек заметный. Смелый. Однако производит чрезмерные аналогии, чтобы обратить взгляд русского человека на Византию, на нашу духовную прародину. Там заложены многие наши духовные достижения и беды.
Как вы оцениваете публицистическое творчество Валентина Распутина в последние годы?
Валерий Ганичев: Сейчас он в Иркутске. У него тяжелый период, связанный с потерей жены, дочери. Спасибо ему за то, что он сохраняет публицистическое отношение к нашей жизни. Ему присуждена Госпремия России с очень хорошей формулировкой: "за духовную деятельность". Все знают, коль Распутин сказал, то это очень близко к народному пониманию. Валентин Распутин обладает даром драматического пророчества. В ответном слове при получении премии он произнес: "Пережили". Распутин знает, что мы что-то большое пережили. Распутин добился принятия решения об окончательном закрытии целлюлозно-бумажного комбината, против которого он боролся более 20 лет. Мне, будучи директором издательства "Молодая гвардия", посчастливилось издавать его главные произведения. Помню, как в издательство "Молодая гвардия" ворвался взъерошенный Владимир Чивилихин и сказал: "Ребята, появился замечательный писатель, иркутянин Валя Распутин. Вот его рукопись "Деньги для Марии". Стали читать. Все как-то просто, жизненно, за сердце хватает. Написано без восклицаний, без напирающих нравоучений, а - больно. Какая-то шукшинская тревога: "Что же это с нами происходит?" Если в первой половине XX века социальный и исторический разлом России осмыслил Шолохов, то творчество Валентина Распутина явило миру самые глубинные процессы, происходящие в обществе, в душах, в стране во второй половине XX столетия.
Валентин Распутин выстрадал повесть "Прощание с Матерой"- одно из самых гениальных произведений конца XX века о граде Китеже, уносящем с собой целый мир. Меня вызывали в ЦК партии и говорили: "Что ж вы выпускаете книгу, которая выступает против ГРЭС". Да не об этом книга. Книга о том, как мы теряем нравственность. Уходит под воду Матера, а с ней кресты на могилах предков, уходит память, связующая предков и потомков.
Много шума вызвала "Живи и помни"- повесть о войне, о ее жестоком лице. А "Пожар", который вышел фактически перед началом перестройки!
Несколько лет назад я получил письмо от Нобелевского комитета, который просил меня внести предложение о кандидатуре русского писателя и его выдвижении в лауреаты Нобелевской премии. Я собрал Секретариат и все его члены единодушно назвали фамилию Распутина, выразителя национального духа. Я написал письмо, приложил к нему документы, отправил. Александр Исаевич Солженицын выразил мнение, что пришло время присудить премию русскому писателю. Он написал свое представление. Но Нобелевская премия всегда находится в вихре политических ситуаций. Ни Толстому, ни Чехову, ни Есенину она не была присуждена. Александр Исаевич умер в августе 2008 года. Мы считали его письмо фактическим завещанием Солженицына. Но мы уверены, что история нобелевских премий в области литературы для писателей России еще не закончилась.
С кем из гениев вы еще общались?
Валерий Ганичев: С Шолоховым. В Вешенской я неоднократно бывал, мы проводили совещания молодых писателей. С нами в Вешенской был Юрий Гагарин, с которым я тоже дружил. В его доме над Доном мы не раз беседовали. Дорогого стоили эти беседы. Для молодых это были беседы со старшим собратом. "Слесарь ошибется, - говорил Шолохов, - деталь запорет, доктор ошибется - цена - одна человеческая жизнь, писатель ошибется - десятки, сотни, а то и тысячи человеческих душ загублено".
Над чем работаете?
Валерий Ганичев: Сейчас у меня выходит пять книг. Среди них - книга критических статей "Слово. Писатель. Отечество" - обзор происходящего за 20 последних лет в литературе. Вторая книга "О русском", в которой выражены мои взгляды на русские проблемы. Третья книга содержит мои прозаические произведения, среди которых дополненный роман "Адмирал Ушаков. Флотоводец и святой". Более 20 лет я изучал жизнь Федора Ушакова.
В прошлом году, когда я был на Корфу, где мы ежегодно проводим праздники, поехал на Ионические острова. Мне один церковный староста сказал, что было указание от французов-якобинцев мощи святых выкинуть, а Ушаков этого не допустил. И я понял, что в 1798-1800 годы был православный поход Ушакова на Ионические острова. Кроме стратегических задач, которые поставил перед ним Павел I, Ушаков везде освобождал братьев-единоверцев греков, восстановил православие. За блеском побед Суворова померк блеск побед Ушакова, у которого на счету было 43 победы и ни одного поражения. Адмирал раздал все свое имущество, конец жизни провел в Санаксарском монастыре в молитвах за солдат. Я предоставил все документы о деятельности Ушакова Патриарху. 5 августа 2001 года РПЦ прославила в лике святых святого адмирала Федора Ушакова.
Спасибо вам еще и за то, что Оптина пустынь - духовный центр России - одной из первых была возвращена Церкви при вашем участии тоже. А что вам не удалось сделать?
Валерий Ганичев: Больше не удалось, чем удалось. Я - писатель. И многое не успел написать. Сейчас в издательстве "Вече" выйдет моя книга воспоминаний о верстах жизни. Довольно честная книга. Когда тебе 80 лет, то нечестно уже не пишешь. От Всемирного русского народного собора вхожу в президентский совет по межнациональным отношениям. Отстаиваю русскую точку зрения. Первые и главные для меня слова - Держава, Отечество, государство... "Пошатнулась держава - и эти понятия сделались еще необходимей".
Что бы вы пожелали сами себе?
Валерий Ганичев: Когда мы отмечали 90-летие Сергея Михалкова, он сказал: "Когда дожил до 85 лет, пожелали жить до 90! Глупо было обещать, а дожил умно". Буду и я умно продолжать.