01.08.2013 23:41
    Рубрика:

    Бизнес не ожидает дальнейшего падения ставок на грузоперевозки

    Ставки на перевозку грузов достигли минимума
    Ставки на перевозку грузов полувагонами (самый массовый вид подвижного состава) достигли своего минимума. Сейчас они составляют 600-650 руб. в сутки за вагон, сообщает агентство "Infoline-аналитика".

    - К середине 2013 года рынок оперирования универсальным железнодорожным подвижным составом и рынок аренды грузовых вагонов перешли от стадии резкого падения, которое началось в конце III квартала 2012 года и завершилось в I квартале 2013 года, к стагнации. Доходность оперирования полувагонами снизилась с 1500 руб. в начале 2012 года до 600-800 руб., без НДС в сутки, во II квартале 2013 года, крытыми вагонами с 1600 руб. в начале 2012 года до 1000-1100 руб., без НДС в сутки, во II квартале 2013 года, - говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. - При этом на рынке аренды грузовых вагонов ставки по полувагонам стабилизировались на уровне 600-650 руб., без НДС в сутки, а крытых вагонов 800-900 руб., без НДС в сутки, - приводит цифры.

    Этот уровень держится уже несколько месяцев, но дальнейшего падения бизнес не ожидает. Иначе операторы будут работать в убыток.

    - Ставки достигли дна, дальнейшего снижения мы не прогнозируем. Падение ставок было вызвано насыщением рынка. Полувагоны перестали быть дефицитом, напротив, сегодня наблюдается профицит. На рост профицита повлияло и снижение объемов грузоперевозок в декабре 2012-го - феврале 2013 г. Снижение ставок - результат острой конкурентной борьбы, - рассказал "РГ" Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М". В свою очередь Мария Тимакова, руководитель внешних связей FM Logistic, уверена, что снижение ставок - сезонное явление:

    - На рынке железнодорожных перевозок товаров народного потребления и продуктов ощутимого снижения не произошло. Что касается ставок, то, опираясь на наш опыт в перевозках, могу предположить, что это сезонное явление. Ставки начнут расти с ноября и зимой достигнут пика, затем произойдет постепенный спад. Железнодорожный тариф однозначно будет увеличен с 1 января 2014 г. Основная причина, по которой не будет снижения ставок, - принуждение собственников к покупке новых вагонов.

    Снижение доходности оперирования подвижным составом в значительной степени связано с продолжающимся ухудшением эксплуатационных показателей железнодорожных перевозок, считают эксперты. Так, оборот вагона в I квартале 2013 года по сравнению с I кварталом 2012 года вырос на двое суток: с 15,2 до 17,2 суток, причем преимущественно за счет простоя на технических станциях и местах погрузки-выгрузки.

    - Основной проблемой для грузоотправителей и грузополучателей является несоблюдение графика, неритмичность и бессистемность поступления груженых и порожних вагонов на станции, которые не позволяют предприятиям обеспечить стабильную погрузку-выгрузку и взаимодействовать с теми операторами, которые заказаны в заявке на перевозку грузов по форме ГУ-12. При этом проблемы с диспетчеризацией и обеспечением локомотивной тягой у РЖД наблюдаются, несмотря на негативную динамику объемов перевозок грузов и погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Усугубляет ситуацию поступление на ЖД сеть большого количества новых грузовых вагонов (в течение I полугодия 2013 года до 40 тыс. грузовых вагонов), - отмечает Михаил Бурмистров.

    На падение ставок повлиял и переход на тарификацию перевозок собственным парком РЖД по прейскуранту "10-01" (они ниже, чем рыночные ставки). Однако основная причина падения ставок - снижение объема перевозок. Грузоперевозки в I полугодии 2013 года сократились на 3,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили почти 681 млн тонн. Она начала падать еще в конце прошлого года. Внутренние перевозки за данный период сократились на 4,1процента - до 407,7 млн тонн, международные - на 3,7 процента - до 273,2 млн тонн (в том числе через порты перевезено 120,1 миллиона тонн со снижением 2,3 процента, через пограничные переходы - 153,1 млн тонн со снижением 4,7 процента).