- К середине 2013 года рынок оперирования универсальным железнодорожным подвижным составом и рынок аренды грузовых вагонов перешли от стадии резкого падения, которое началось в конце III квартала 2012 года и завершилось в I квартале 2013 года, к стагнации. Доходность оперирования полувагонами снизилась с 1500 руб. в начале 2012 года до 600-800 руб., без НДС в сутки, во II квартале 2013 года, крытыми вагонами с 1600 руб. в начале 2012 года до 1000-1100 руб., без НДС в сутки, во II квартале 2013 года, - говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. - При этом на рынке аренды грузовых вагонов ставки по полувагонам стабилизировались на уровне 600-650 руб., без НДС в сутки, а крытых вагонов 800-900 руб., без НДС в сутки, - приводит цифры.
Этот уровень держится уже несколько месяцев, но дальнейшего падения бизнес не ожидает. Иначе операторы будут работать в убыток.
- Ставки достигли дна, дальнейшего снижения мы не прогнозируем. Падение ставок было вызвано насыщением рынка. Полувагоны перестали быть дефицитом, напротив, сегодня наблюдается профицит. На рост профицита повлияло и снижение объемов грузоперевозок в декабре 2012-го - феврале 2013 г. Снижение ставок - результат острой конкурентной борьбы, - рассказал "РГ" Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М". В свою очередь Мария Тимакова, руководитель внешних связей FM Logistic, уверена, что снижение ставок - сезонное явление:
- На рынке железнодорожных перевозок товаров народного потребления и продуктов ощутимого снижения не произошло. Что касается ставок, то, опираясь на наш опыт в перевозках, могу предположить, что это сезонное явление. Ставки начнут расти с ноября и зимой достигнут пика, затем произойдет постепенный спад. Железнодорожный тариф однозначно будет увеличен с 1 января 2014 г. Основная причина, по которой не будет снижения ставок, - принуждение собственников к покупке новых вагонов.
Снижение доходности оперирования подвижным составом в значительной степени связано с продолжающимся ухудшением эксплуатационных показателей железнодорожных перевозок, считают эксперты. Так, оборот вагона в I квартале 2013 года по сравнению с I кварталом 2012 года вырос на двое суток: с 15,2 до 17,2 суток, причем преимущественно за счет простоя на технических станциях и местах погрузки-выгрузки.
- Основной проблемой для грузоотправителей и грузополучателей является несоблюдение графика, неритмичность и бессистемность поступления груженых и порожних вагонов на станции, которые не позволяют предприятиям обеспечить стабильную погрузку-выгрузку и взаимодействовать с теми операторами, которые заказаны в заявке на перевозку грузов по форме ГУ-12. При этом проблемы с диспетчеризацией и обеспечением локомотивной тягой у РЖД наблюдаются, несмотря на негативную динамику объемов перевозок грузов и погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Усугубляет ситуацию поступление на ЖД сеть большого количества новых грузовых вагонов (в течение I полугодия 2013 года до 40 тыс. грузовых вагонов), - отмечает Михаил Бурмистров.
На падение ставок повлиял и переход на тарификацию перевозок собственным парком РЖД по прейскуранту "10-01" (они ниже, чем рыночные ставки). Однако основная причина падения ставок - снижение объема перевозок. Грузоперевозки в I полугодии 2013 года сократились на 3,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили почти 681 млн тонн. Она начала падать еще в конце прошлого года. Внутренние перевозки за данный период сократились на 4,1процента - до 407,7 млн тонн, международные - на 3,7 процента - до 273,2 млн тонн (в том числе через порты перевезено 120,1 миллиона тонн со снижением 2,3 процента, через пограничные переходы - 153,1 млн тонн со снижением 4,7 процента).