По данным ФОМ, 66% россиян трудоспособного возраста хотели бы знать размер своей будущей пенсии. Четверть (25%) заинтересованности не проявили, ответив "не хотели бы". Еще 9% не определились. При этом только 18% опрошенных уверены, что размер будущих выплат можно рассчитать задолго до выхода на пенсию. Пессимистично настроенных 65%.
На самом деле правы как раз "пессимисты". Поскольку пенсия по новой формуле будет зависеть от длительности трудового стажа, а также размера официальной зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы, для точного расчета нужно знать, каким будет заработок в каждый год трудовой биографии, что, конечно же, абсолютно точно спрогнозировать невозможно.
Пенсионный калькулятор, представленный на сайтах минтруда и Пенсионного фонда, дает возможность лишь примерно "прикинуть", как складывается пенсия в случае разных моделей поведения человека в жизни и в трудовой биографии. Сколько будет детей? Будет ли служба в армии? Вовремя человек оформит пенсию или на несколько лет отложит? Все эти факторы влияют на размер пособия по старости. И это можно отследить с помощью калькулятора.
Но главные моменты - экономическую ситуацию в стране, уровень зарплат, соотношение работающих и иждивенцев - все это можно лишь прогнозировать. Именно поэтому калькулятор, как предупреждал министр труда и соцзащиты Максим Топилин на презентации, это инструмент примерного подсчета.
Более того, в новой формуле есть еще один фактор неопределенности: это стоимость пенсионного коэффициента. Дело в том, что новый порядок расчетов уходит от принятого ныне учета пенсионных прав непосредственно в рублях. Вводится система индивидуальных коэффициентов человека (за каждый год - в зависимости от зарплаты). "Накопленные" в течение трудовой жизни коэффициенты суммируются. Итоговое значение умножается на стоимость одного коэффициента - так будет вычисляться размер пенсии.
Но стоимость коэффициента будет варьироваться от года к году, так как законопроект предлагает установить ее как отношение доходов Пенсионного фонда в конкретном году к сумме обязательств перед всеми пенсионерами. Расчеты, как предполагалось, будет утверждать правительство. Правда, после бурных дискуссий был принят вариант, что стоимость коэффициента должна обсуждаться открыто в парламенте и утверждаться в итоге федеральным законом. Но насколько прозрачными будут эти расчеты, сейчас сказать сложно.
Наконец, пока остается открытым и вопрос со второй частью пенсии - накопительной. Ее размер зависит от перечисленных страховых взносов и результатов их инвестирования. С тарифом ситуация пока не решена. В законопроекте предлагается сохранить нынешние 6% отчислений для работников, которые уже сделали такой выбор, переведя накопления в НПФ или частную УК. У большинства, если они не оставят иного письменного распоряжения Пенсионному фонду, размер тарифа уменьшится до 2%. Соответственно, будут перераспределены отчисления в страховую часть пенсии до 4%. Но эта схема имеет противников (в частности, глава профильного думского комитета Андрей Исаев предлагает уйти от схемы 2+4 к схеме 6+0. То есть человек либо полностью отдает 6% тарифа на накопительную часть, либо полностью отказывается от накоплений, и тогда все 6% прибавляются к основному тарифу на страховую пенсию). Этот вопрос пока окончательно не решен.