Об этом "РГ" рассказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
В этом году большая часть дополнительно произведенного бензина ушла заграницу, подтверждает другой эксперт. "За 7 месяцев - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - объем производства бензинов увеличился на 2,7%. В натуральном выражении - на 610 тысяч тонн. С другой стороны, экспорт бензина из России повысился в первом полугодии на 20 процентов, то есть на 400 тысяч тонн", - рассказал аналитик компании "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков.
В минувшую пятницу на заседании топливного штаба Минэнерго представители госрегуляторов уже высказали представителям нефтяных компаний обеспокоенность повышением оптовых цен на нефтепродукты. Наблюдательные автолюбители могли заметить, что ценники на АЗС стали меняться в большую сторону. А те из них, кто знает, насколько поднялись цены на Санкт-Перетбургской международной товарно-сырьевой бирже (СПБМТСБ, главная площадка для открытой торговли нефтепродуктами в России - ред.) и вовсе подозревают, что рост может продолжиться.
Отраслевые представители от государства - Минэнерго и ФАС - такое положение дел готовы исправить. По словам участников последнего совещания штаба, ведомства пока в устной форме попросили нефтяников умерить экспортные аппетиты. Ведь массовая отгрузка топлива за рубеж - одна из причин роста цен.
"Увеличение экспорта на фоне снижения внутреннего спроса действительно стало одной из причин роста цен, - рассказал "РГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Тем более что внутренний спрос сейчас снова растет. В третьем квартале он традиционно выше, чем в первом. Но это не единственный фактор. Сыграло роль, например, и то, что белорусские производители сократили поставки в Россию. За год они должны поставить более 3 миллионов тонн нефтепродуктов, но за 6 месяцев поставили лишь 600 тысяч".
По словам представителя отрасли, Минэнерго и ФАС сейчас поставили перед собой задачу сбить цены - добиться сокращения экспорта, а также нарастить поставки нефтепродуктов из Белоруссии. "Каких-то конкретных поручений дано не было. Но ФАС сделало запросы по всему спектру факторов. Нефтяникам поручено ответить на них до 12 августа. А уже 8 числа состоится очередное заседание штаба. И там, вполне вероятно, какие-то решения будут приняты", - рассказал Аркуша, участвующий в заседаниях.
По его словам, российские оптовые покупатели уже готовы платить за тонну бензина на 4-5 тысяч рублей больше своих иностранных коллег, что является неплохим стимулом к развороту тенденции. Но если этого не случится, то цены могут довольно быстро вырасти. По подсчетам собеседника "РГ", литр АИ-95, при нынешних оптовых ценах, в рознице может стоить от 33 рублей.
В том, что тенденцию удастся переломить, уверен Виктор Костюков. Однако, судя по всему, быстро сделать это не получится. "Раз Минэнерго поставило такую задачу, то нефтяники ее выполнят. Но они не могут исполнить поручение одномоментно. Контракты заключаются на месяцы, а иногда и более длительные сроки. Срывать их никто не станет. В лучшем случае - чуть сократят. Тем более, что пока нет письменного распоряжения. Ситуация с взлетевшими оптовыми ценами начнет рассасываться не раньше, чем через месяц", - говорит эксперт.
Бояться взрыва цен - на 3-4 рубля и больше - не стоит, уточняет эксперт. Но приводит прогноз: движение оптовых цен вниз и розничных цен вверх остановится, когда за литр АИ-95 на заправке придется отдать порядка 33 рублей. И почти 31 рубль - за литр АИ-92.