"Братья-мусульмане" выставили свои условия для возобновления политического диалога - отставка министра обороны страны Абдель Фаттаха ас-Сиси. Ответ министра последовал незамедлительно: в интервью американской газете "Вашингтон пост" он упрекнул Белый дом в недостаточном давлении на "Братьев-мусульман": "Мне бы хотелось, чтобы они использовали это давление, чтобы разрешить конфликт. Вы (США. - "РГ") уже повернулись к египтянам спиной однажды. И вы хотите сделать это снова?".
Что будет с Египтом дальше? Можно ли говорить о конце "арабской весны" или ее политической мутации? За ответом "РГ" обратилась к экспертам.
Григорий Косач, политолог, профессор РГГУ
- В определенном смысле ситуацию в Египте можно считать откатом назад. Потому что все экономические проблемы, которые стояли перед страной, не были решены за время нахождения у власти президента Мурси. Но проблема заключается не только в этом. Дело в том, что накопившиеся проблемы за время правления Мурси просто не могли быть решены. Представители иных политических сил страны делали все от них зависящее, чтобы расшатывать ситуацию внутри страны. С их стороны не было предпринято ни одного шага, направленного на достижение взаимопонимания с новой властью: они не принимали участия в выборах, бойкотировали референдум по новой конституции, ушли из всех органов власти (так называемой светской оппозиции, которую создал Мурси для обсуждения будущего государства) и постоянно призывали египтян выходить на улицы. В основе всего, что происходит в Египте, как и во многих странах арабского мира (Ирак тому наиболее яркое подтверждение), лежит невозможность, неспособность, нежелание различных групп политической элиты договариваться по поводу дальнейшего развития страны.
Египет вступил в полосу длительной нестабильности. В то же время внешние силы пытаются играть серьезную роль в развитии египетской ситуации. Катар предложил пришедшей к власти оппозиции договориться с находящимся в заточении президентом, чтобы он вернулся на политическую арену. Европейцы, представленные Кэтрин Эштон, сделали то же самое. В субботу состоялся визит американского дипломата, который преследовал эту же цель. Но есть другая сторона - Саудовская Аравия. Она открыто называет бывших правителей Египта, включая Мурси, нацистами. Политика Саудовской Аравии по отношению к Египту не изменится - речь идет о полной поддержке новой власти и стоящей за ней армии. От этого нестабильность в стране усугубляется и становится постоянной. Судя по тому, что сторонники "Братьев-мусульман" укрепляют свои лагеря у мечетей, судя по перекрытию дорог в Каире и Александрии, судя по тому, что число убитых и раненых в стране растет, нестабильность будет продолжаться достаточно долго. В этой ситуации было бы довольно разумно - достичь взаимопонимания относительно судьбы Мурси.
Определенные обстоятельства могут повлиять на то, что события в Египте перекинутся и на другие страны региона. Ситуация в Тунисе уже достигла критической точки. Она не была стабильной на протяжении всего времени после "жасминовой" революции. И сегодня бесконечные убийства представителей оппозиции вновь выводят людей на улицы. Скорее всего, как и в случае с другими революциями "арабской весны", события в одной стране подтолкнут представителей оппозиции в других государствах к тому, чтобы выступить против существующих режимов. По крайней мере, в Тунисе вопрос стоит именно об этом.
Джон Аллен-Гай, политолог, эксперт американского Центра национальных интересов
- В том, что сейчас происходит в Египте, определенно есть элемент "антиарабской весны". Применение правительством силы в отношении "Братьев-мусульман" - это попытка вернуть их на прежнее место, когда организация была официально запрещена. Амбициям "братства" пришел конец после попытки Мурси расширить свои полномочия декретом. Это нанесло непоправимый удар по их репутации. Сейчас военные снова пытаются их присмирить, а либерально настроенные египтяне поддерживают эту идею. Но согласятся ли "Братья-мусульмане" тихо уйти и играть меньшую роль? Пока неясно. Заглядывать в будущее Египта - все равно что гадать на кофейной гуще. Применение силы против исламистов - как взрывчатое вещество. Но реальная опасность заключается не в этом. Представители радикального ислама считают насилие главным способом достижения власти. От "Братьев-мусульман" могут отколоться крайние группы и превратиться в боевиков. Едва ли это придется по душе салафитам и представителям партии "Ан-Нур". Так что будущее у Египта очень мрачное. Сейчас военные пытаются восстановить путь, по которому шла страна до 2011 года. Но это все равно что засовывать зубную пасту обратно в тюбик.