Фактически у претендентов остался месяц для того, чтобы убедить избирателей в своей привлекательности. "Президентом был задан тренд на открытость и конкурентность кампании, в которой бы участвовали лидеры общественного мнения", - охарактеризовал текущие предвыборные процессы источник в администрации президента. Это непросто, если учесть масштаб нынешних выборов в регионах, так, только на уровне местного самоуправления разыгрываются 40 713 мандатов - это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Если год назад в кампании участвовали 12 партий, то в этом году - 54. "Мы видим качественный сдвиг: сейчас это не просто массовка, которая сопровождает активную деятельность "старых" партий, которые существовали до реформы, прежде всего парламентские, это уже активные участники кампании, - оценивает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, - очень активны и "Патриоты России", и "Гражданская платформа", и ряд новых партий, как "Коммунисты России". Очевидно, что идет формирование полноценной политической альтернативы". Правда, Миронов отмечает в кампании и некоторые "провокационные" элементы, когда участники "заведомо или нет, но собирают документы не в полном объеме, а после этого начинают обвинять комиссию, власти". Средний конкурс на один мандат на выборах областного уровня составляет 19 человек, а губернаторами в восьми субъектах (кандидатуры для избрания главами республик в Ингушетии и Дагестане местными парламентами еще не названы президентом. - Прим. "РГ") захотели стать 93 человека, но зарегистрировано было 40. Кстати, тенденция прошлых губернаторских выборов повторяется: претенденты в главы администраций, по меткому выражению одного из наблюдателей за кампанией, продолжают буквально "пылесосить" территории, не вылезая из своих субъектов Федерации ни на минуту. Любопытно, что все зарегистрированные кандидаты в губернаторы, включая такие высококонкурентные субъекты Федерации, как Владимирская область (там семь претендентов), Хакасия, Москва и Московская область (в этих трех регионах - по шестеро кандидатов), сумели собрать подписи муниципальных депутатов. "Оказалось, что преодолеть муниципальный фильтр партиям по плечу", - размышляют в администрации президента.
Впрочем, сейчас для участников кампании наступает новый этап: одним нужно повысить хотя бы свою узнаваемость, другим - сохранить свою популярность. В этом смысле любопытная картина представляется, если просмотреть данные соцопроса ВЦИОМ, проведенного в Москве 30 июля - 1 августа (выборка составила 1200 респондентов, погрешность не превышает 3,4%). Во-первых, готовность прийти и проголосовать на выборах изъявили 46% москвичей, а 30% ответили, что, скорее, примут участие. Это подтверждает мнение политологов, что второй тур в столице вряд ли будет. Во-вторых, многие избиратели уже понимают, за кого бы они проголосовали, если выборы пройдут в ближайшее воскресенье: 55% - за Сергея Собянина, 9% - за Алексея Навального, 4% - за Ивана Мельникова (КПРФ), 3% - за Сергея Митрохина ("Яблоко"), 2% - за Михаила Дегтярева (ЛДПР), 1% - за Николая Левичева ("Справедливая Россия"). Таким образом, борьба сейчас разворачивается за те 19% респондентов (еще 7% голосовать не пойдут, а 1% обещает испортить бюллетени), которые пока затруднились ответить. И тут важное значение имеет узнаваемость кандидатов. О деятельности Собянина знают 66% опрошенных, слышали о ней - 30% москвичей. Кроме того, знают или что-то слышали москвичи о Навальном (27% и 52%), потом - о Митрохине (19% и 48%), затем - о Мельникове (8% и 28%). Впрочем, узнаваемость Левичева (5% и 25%) или Дегтярева (3% и 23%) тоже резко повысилась в последнее время.
Еще одну любопытную тенденцию отметил источник в администрации президента: реагируя на курс национализации элит (необходимость отказа от иностранных активов для претендентов, закрепленную законом), некоторые кандидаты стали отказываться от участия в выборах сами.