Лев Гончаров, чемпион Европы по атлетическому фитнесу:
- Тема поступления в вузы, которую "РГ" освещает на 1-й и 13-й полосах, беспокоит многих людей, и не только самих поступающих, но и их родителей. Думаю, существующая у нас на данный момент система имеет и плюсы, и минусы. Насколько мне известно, выпускные экзамены, которые сдаются в школах, не требуют развернутых ответов. С одной стороны, это плохо, ведь ученик не может показать весь свой объем знаний. С другой стороны, такой подход исключает субъективность экзаменаторов.
Тем не менее я сторонник определенного разделения. Думаю, что для точных наук, таких как математика, физика и химия, которые оперируют числами, лучше проводить тестовые экзамены. А вот для гуманитарных, которые предполагают оценки исторических событий или литературных произведений, стоит оставить систему экзаменов, которая была в советской школе.
Не менее важны и вопросы самого учебного процесса. Дело в том, что сейчас образование приняло не практический, а формальный характер. И произошло это не только в России, но и во всем мире.
Хочется спросить: если у преподавателей вузов такие хорошие практические знания, то почему они не работают на производствах и в бизнесе? Ответ, на самом-то деле, прост. Для того чтобы их знания были действительно выше, чем у специалистов, надо чтобы и зарплата у преподавателей была больше, чем у них. Но, как ни прискорбно, сейчас мы видим совсем другую ситуацию.
Есть еще один важный момент. Когда речь заходит о выборе высшего учебного заведения, надо хорошенько подумать не только о том, кем работать, но и о том, где ты будешь это делать. Финансовые специалисты говорят, что сейчас очень трудно прогнозировать будущее. Cложно представить перед поступлением в институт, к кому ты пойдешь на работу после его окончания. Даже некоторые руководители держатся на своих должностях не больше года. Таким образом, нет никакой гарантии, что ты, потратив столько времени и кучу денег, в итоге найдешь что-нибудь приемлемое.
Существуют сведения, что студенты лучших американских вузов, которые потратили на обучение кругленькую сумму, не могут устроиться на работу по специальности и идут в официанты. Это подтверждается и моим личным опытом. Я не припомню, чтобы в мою бытность студентом кто-нибудь из работодателей приходил и высматривал себе специалистов.
Когда-то я, рассуждая в интервью "РГ" про здравоохранение, сказал, что количество врачей должно быть меньшим, но получать они должны больше. Это совершенно справедливо и для высшего образования. Чтобы поднять его качество и престиж, количество вузов надо сократить, а вот зарплаты преподавателям увеличить.