Кроме того, платежки получат и многие граждане, регистрировавшие свою недвижимость по "дачной амнистии", рассказал в интервью "РГ" руководитель Московского областного бюро технической инвентаризации (БТИ) Владимир Денисов.
Много будет в этом году новых платежек по налогу на недвижимость?
Владимир Денисов: За 2012 год вовлечено в налоговый оборот почти 72 тысячи дач и домов, зарегистрированных в процессе дачной амнистии. При этом некоторые объекты, задекларированные как дачные избушки, оказались настоящими хоромами. В итоге за счет приведения в соответствие данных, в областной бюджет должно поступить в этом году дополнительно 120 миллионов рублей.
Наверняка все слышали, что есть инвентаризационная стоимость объектов, а есть кадастровая стоимость. Мы определяли инвентаризационную стоимость объектов, зарегистрированных в упрощенном порядке - по "дачной амнистии". Чтобы определить стоимость, наши сотрудники выходили на территории, фотографировали и оценивали реальные постройки, участки.
Соседи-дачники часто годами судятся из-за неверных сведений в кадастре. Им приходится проводить межевание, а это дорого. Откуда взялись неточности?
Владимир Денисов: Допустим, человеку в свое время выделили участок. Но если сорок лет назад землю мерили с погрешностью 1 метр, то сегодняшняя норма - 3 сантиметра. При повторных замерах по заявке собственников могут проявиться расхождения, наложение границ, нехватка правоустанавливающих документов.
В этой ситуации кадастровый инженер стоит перед дилеммой. Либо готовить для Кадастровой палаты документы с указанием выявленных проблем, и тогда она во внесении сведений или изменений автоматически отказывает. Либо - закрывать глаза на нестыковки и вносить заранее недостоверные сведения. Ну а людям часто важно быстрее оформить растущую в цене недвижимость. Поэтому соглашаются "на авось", что в перспективе может обернуться судами.
Но в законе прописана ответственность кадастровых инженеров?
Владимир Денисов: Она размыта, поскольку не существует законодательной нормы, которая бы эту ответственность на кого-либо возлагала, нет обязательного страхования ответственности, как это прописано, например, у оценщиков.
Требования к квалификации кадастровых инженеров неоправданно низкие - они должны иметь всего лишь среднее образование, отсутствие непогашенной судимости. К тому же вправе допустить 10 ошибок в течение года, а также выполнять работы во всех регионах России, от Смоленска до Владивостока, совершенно не зная местной специфики и законодательства. Все это, как правило, не дает гарантии успешного завершения регистрационных действий.
Ситуация требует исправления. Необходимо, чтобы кадастровый инженер обязательно состоял в саморегулируемой организации, страховал свою ответственность, имел высшее образование. Цена ошибки слишком велика: одно дело допустить сдвижку участка в 6 соток, а другое дело - целого завода, что неизбежно приведет к огромным тратам. Или, к примеру, пропадает запятая, и вместо 48 метров в документе значатся 480 метров. Когда эти сведения уже вносятся в государственный кадастр недвижимости, изменить их достаточно сложно. Собственник должен каким-то образом подтверждать и доказывать, что у него дом не 480 метров, а садовая избушка 48 метров. Подобных ситуаций не перечесть.
Полностью интервью читайте в завтрашнем номере "РГ"