06.08.2013 16:27
    Поделиться

    Древесина стала роскошью для жителей Владимирской области

    Во Владимирской области деловая древесина стала для сельских жителей роскошью
    Власти Владимирской области обратили внимание на непростую ситуацию в богатом лесами Судогодском районе. Его жители столкнулись с проблемами при заготовке древесины для собственных нужд.

    Чиновники планируют встретиться с арендаторами и договориться о соглашении, предусматривающем их участие в развитии территорий, а мнение населения района обещают принять во внимание при подготовке распоряжения губернатора по выделению на 2014 год лесных ресурсов для нуждающегося населения. Возможно, местный опыт поможет жителям других муниципальных образований.

    Сапожник без сапог

    У каждого дома в Андрееве, Тюрмеровке да и других населенных пунктах Андреевского сельского поселения корреспонденту "РГ" бросились в глаза большие поленницы. Видимо, с заготовкой дров на зиму у людей тут проблем нет. Но это только на первый взгляд, утверждает ветеран лесного хозяйства Михаил Михеев.

    Бывшего лесничего, в прошлом одного из руководителей местного лесхоза, за живое задели хождения по мукам жительницы села Картмазова. Переехав в деревню из Владимира в 2011 году, она начала заниматься дровами с мая, однако убрать их под навес смогла лишь в ноябре. Если бы не сын, имеющий легковую машину, пришлось бы зимовать в холодном доме.

    Селяне намекали, что дров в лесу валяется много, но женщина пошла законным путем. Начала с того, что получила справку о наличии у нее печного отопления в администрации, а затем - разрешение на заготовку в лесничестве. Долго договаривалась о встрече с мастером, который должен был указать место заготовки. Сначала туда ехала, потом не один час шла с сыном по бездорожью. Заготовители помочь отказались. Махнула бы на все рукой, да деньги за лес были уплачены.

    В соседней деревне нашлись двое парней с трактором. Спилили, стрелевали, сожгли сучки. При поддержке соседей по делянке договорилась с техникой, которая за два рейса перевезла бревна в Картмазово... В итоге решила, что в следующий раз будет покупать дрова, как все деревенские.

    Не меньше пришлось помучиться Михаилу Шмелеву из поселка Тюрмеровка - того самого, сотни гектаров земли вокруг которого более 100 лет назад засадил хвойными деревьями знаменитый лесовод Карл Францевич Тюрмер. В мае прошлого года в доме пенсионера сгорели крыша, веранда и надворные постройки. В Андреевском лесхозе несчастному пообещали выделить 70 кубометров делового леса. Ждал обещанного почти три месяца. Знакомые помогли с лесорубами, а те привезли с его делянки обыкновенные дрова, сфотографировали и посоветовали написать в обладминистрацию. Оттуда жалобу Михаила Шмелева спустили в департамент лесного хозяйства, из департамента - в район. А директор лесхоза ответил: "Чего ты хочешь, это же рубка ухода за лесом!"

    Цинизм ситуации в том, что проситель - почетный работник отрасли. За 53 года служения посадил в Судогодском районе не менее миллиона деревьев. В его честь земляки даже назвали лес, расположенный недалеко от поселка.

    Гладко было на бумаге

    Теоретически любой житель имеет право на получение древесины на отопление, строительство или ремонт. Сначала надо написать в лесничество заявление, а в местной администрации должны поставить визу и подтвердить, в каком количестве какой древесины нуждается человек. В лесничестве скажут, где предоставят возможность заключить краткосрочный договор купли-продажи лесного участка. Участковый лесничий отведет заявителю участок с пересчетом деревьев, обозначит его границы, сосчитает попенную плату. Через некоторое время человека пригласят за документами, по которым он оплатит древесину через банк...

    - Недавно мне стало известно, что постановлением губернатора от 23 января 2013 года N 55 для собственных нужд граждан в Андреевском лесничестве выделено 28800 кубометров древесины, в том числе 9300 - хвойных пород, - сообщил Михаил Михеев. - Лес будет спилен почти на 150 гектарах! По моим подсчетам, на этой делянке до нового года побывает 1200 покупателей, а вместе с помощниками - в несколько раз больше. Теоретически представить можно, а вот практически...

    Более 90 процентов лесов района были отданы на 49 лет двум частникам. Жителям остались болота

    Ветерану-общественнику удалось раздобыть реестр граждан, нуждающихся в получении лесосечных фондов, проживающих на территории муниципального образования. В списке всего 95 человек, написавших заявления с июня 2006 года по март 2013-го. Фактически же, утверждает он, в древесине для ремонта домов, хозяйственных построек, отопления и строительства жилья нуждается не одна сотня граждан. А если вести счет по области, то многие тысячи! Получить разрешение на покупку лесного участка из выделенного фонда трудно. Но еще труднее освоить купленные кубометры.

    Участок находится за десятки километров, а выезжать туда приходится не один раз. Даже располагая собственной бензопилой, надо еще обладать умением положить спиленное дерево на свой участок, а это может сделать только профессионал. Бревна надо стрелевать в указанное место и вывезти на специальном тракторе после очистки участка от порубочных остатков.

    В подписанном заявлении администрация указывает, что "перепродажа третьим лицам выделенной древесины не допускается". Фактически же в большинстве случаев на делянке работают именно "третьи лица", полномочия которых знает только мастер. А погорельцы вынуждены продавать по дешевке свои 200 кубов на корню лесозаготовителям. Как говорится, лучше синица в руках. А в итоге приобретают нужную им деловую древесину с большой переплатой на пилорамах или даже ворованные дрова.

    Окно закрыто

    Самому Михаилу Михееву в 2011 году пришлось отказаться от выделенного участка леса. Он был сырым, в 30 километрах от дома, с плохим породным составом - елей больше, чем сосен. И тогда, зная проблему досконально, он поставил перед собой задачу добиться, чтобы процедура получения древесины была максимально упрощена.

    Гражданин, считает он, должен дважды обратиться в одно окно: первый раз - подать заявление, второй - оплатить материал и услуги по твердому тарифу.

    - Полагаю, проблему заготовки дров должна взять на себя администрация, - предложил он. - Надо создать муниципальное автономное учреждение по тендеру. Оно будет получать фонд на лесосеку с расчетом количества домов-квартир с печным отоплением по всему сельскому поселению, обеспечив хотя бы 50 процентов нуждающихся. Учреждение разработает тариф на услуги для каждого населенного пункта. Услугой может быть распиловка бревен у дома и колка. В дальнейшем учреждение может проводить заготовку и перевозку деловой древесины, выписанной жителям для строительства и ремонта. Можно сначала принять этот проект как пилотный именно для Судогодского района, имеющего развитую техническую базу и кадры на деревообрабатывающих предприятиях.

    С этим предложением согласен и глава района Александр Стародубцев. По его данным, в прошлом году Судогодскому району было выделено на дрова 28 тысяч кубометров, выбрано всего 12 тысяч. Создание таких социальных предприятий, где человек заплатит деньги и будет уверен, что ему привезут дрова, позволит контролировать весь процесс и сделает его прозрачным.

    - Но проблема в другом, - говорит чиновник. - Если раньше выделялись фонды деловой древесины на район, то теперь - на лесничество. Сегодня более 90 процентов леса в аренде на 49 лет у крупных арендаторов. У лесничества - менее 10 процентов, и в таком месте, где и врагу не пожелаешь - в 30-40 километрах от Андреева, Мошка, Гонобилова.

    Не разделяет оптимизма ветерана лесного хозяйства и его коллега, депутат райсовета Иван Андреев.

    - Проблема на сегодняшний день неразрешима, - считает он. - Муниципальному предприятию нужны фонды, а 94 процента территории отданы в аренду. Где их брать? Отнимать у арендаторов?

    Проблема приобретения древесины для нужд населения существует немало лет. И ныне она только усугубилась бюрократизмом оформления и монополизацией лесозаготок.

    Почему власти до сих пор не нашли ее решения? Дотошный общественник Михаил Михеев сравнил фамилии из реестра нуждающихся и из списка получивших древесину, и обнаружил, что в большей части они не совпадают. Неужели "мертвые души"? Пошел в администрацию поселения, а там только посмеялись. Дескать, фантазирует старик, такого не может быть.

    К сожалению, случается и не такое. Несколько лет назад более 90 процентов судогодских лесов были отданы в аренду на 49 лет двум частникам. Жителям остались болота, где летом тонут тракторы. А местные переработчики теперь везут сырье в лучшем случае из Рязани, а то и из Карелии.

    Поделиться