Заместитель министра труда и соцзащиты РФ Любовь Ельцова, выступая в Белгороде на "круглом" столе, отметила, что качественный разрыв спроса и предложения рабочей силы наблюдается в любом субъекте Федерации.
- С одной стороны, работодатели говорят, что те кадры, которые готовит система профобразования, нуждаются в переподготовке. Вести ее приходится за счет предприятий, а это большие издержки. Работник же, со своей стороны, считает, что работодатель в своих требованиях попросту завышает планку, - пояснила замминистра.
Чиновники из регионов, в свою очередь, заявили, что для них элементарная нехватка людей - проблема даже более острая, чем проблема качества образования. Министр труда и занятости Рязанской области Юлия Рокотянская, рассказывая о местной специфике, отметила, что молодежь попросту не хочет "работать руками".
- Число людей в трудоспособном возрасте с годами станет меньше, а значит, нам нужно целенаправленно наращивать эффективность труда, - сказала она. - В нашем регионе существует явная диспропорция на рынке рабочей силы. Так, спрос на швей, монтажников и токарей в разы превышает их наличие. Не "заточены" наши кадры на это. Хотя заработная плата у рабочих в настоящее время не такая уж низкая. Есть программы, по которым молодым специалистам выделяют жилье. Думаю, люди попросту об этом не знают. Их надо больше информировать.
- Не так уж и часто молодым специалистам предоставляют жилье, тем более бесплатно, - возразил начальник департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Валерий Сергачев. И добавил: - Вот, у нас есть установка: зарплата в сфере образования не должна быть ниже средней по региону. А если мы по рабочим специальностям, которые считаются приоритетными, введем такие же положения, тогда люди и станут учиться. Человек должен знать, что ему гарантированно будут платить, к примеру, от 20 тысяч рублей. В советское время инженер после института зарабатывал 115-130 рублей, а хороший сварщик или токарь после училища - минимум 200. А сейчас тому, кто вышел из вуза и называет себя менеджером, сразу платят 30 тысяч, а потом - года через три-четыре, когда в его подчинении окажутся несколько человек, - до 150 тысяч. Естественно, при таких соотношениях никто в трезвом уме и добром здравии не пойдет обучаться рабочим профессиям. Поэтому наша задача - заставить работодателей в первую очередь не на прибыль смотреть, а на повышение минимальной планки зарплаты.
Впрочем, даже в Белгородской области, где создали собственную систему профобразования, сделав техникумы автономными учреждениями и закрепив за ними так называемых якорных работодателей, назвать рабочие профессии популярными все равно пока сложно. Правда, здесь в ссузы молодых ребят привлекает другое - гарантия трудоустройства на те предприятия, которые контролируют работу техникума или училища и вкладывают деньги в развитие материальной базы, закупая современное оборудование. Они делают своеобразный заказ на определенное число специалистов, которых в ссузе обучают по разработанным программам, уделяя больше времени практике на конкретном производстве - так, чтобы студент видел свое будущее рабочее место. К тому же после обучения знания и навыки оценивают независимые эксперты из числа потенциальных работодателей, а не преподаватели техникума.
- Нам нужна единая база по сертификации, чтобы результаты этой независимой оценки были признаны не только в нашей области, но и в других регионах, - отметила первый замначальника департамента по внутренней и кадровой политике Белгородской области Ольга Павлова. - Скажу честно: возможно, мы завысили планку для выпускников наших техникумов, но по результатам аттестации и сертификации нужный четвертый разряд получили лишь 48 процентов сварщиков, 57 процентов штукатуров и 43 процента маляров. Однако в тех учреждениях, где есть якорный работодатель, около 70 процентов выпускников могут претендовать и на более высокий пятый разряд. Независимая оценка необходима - она позволяет работодателю отобрать лучших.
Однако вопрос о том, должны ли производственники сами выполнять работу аттестационной комиссии и оценивать знания выпускников техникумов, остается открытым. Представитель Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев отмечает, что бизнесмены - люди занятые, и тратить время на экзамены в техникумах не будут. Поэтому нужно создать некое объединение экспертов, которые от лица работодателей могли бы выполнять эту работу.
- Неадекватные навыки специалистов - ключевая проблема, ограничивающая рост бизнеса, - отмечает Вадим Ковалев. - Дело в том, что человеку, пришедшему на первое рабочее место, согласно нашему исследованию, требуется до полугода для адаптации. Именно это становится нередко причиной смены этого места на другое. Он переходит в небольшой ларек около дома, где ему все понятно, тем самым упуская возможность развиваться. А независимую оценку, общественную аккредитацию можно назвать возвращением доверия к системе образования. Ведь ни для кого не секрет, что за последнее время это доверие потеряно, и наша извечная проблема - кадры и инфраструктура (в предыдущей версии "дураки" и "дороги") - никуда не пропала.
Вадим Ковалев уверен, что необходимо внести и соответствующие поправки в законодательство, которые бы сделали процедуру общественной оценки обязательной. Пока же в законодательстве прописано, что учебное заведение вправе пройти общественную аккредитацию, но вправе и не проходить. Эта ситуация порождает немало проблем для работодателей и специалистов.
Любовь Ельцова с этим согласна. Более того, по ее словам, в России нужен единый образовательный центр, специалисты которого следили бы за обновлением требований к специалистам различных профессий и меняли бы как стандарты обучения, так и критерии оценки профессиональных знаний и навыков.