06.08.2013 08:40
    Поделиться

    В Прикамье разработают новую программу развития туризма

    В Пермском крае более десяти многоводных рек, где каждое лето отдыхают на сплавах несколько десятков тысяч туристов из Прикамья и других регионов России. По оценке турфирм, организующих путешествия на катамаранах, число сплавляющихся по рекам туристов ежегодно увеличивается на четверть. Казалось бы, этот вид отдыха должен приносить все больше доходов в муниципальные бюджеты. Однако ни власти, ни предприниматели до сих пор не смогли запустить механизм получения прибыли от регионального туризма. Дать ему импульс поможет разрабатываемая сейчас концепция программы "Развитие туризма в Пермском крае до 2018 года".

    Речной бум

    По данным туропертора "Затерянный мир", за выходные дни только по маршруту "Кусье-Александровский - Усть-Койва" проходят на катамаранах от 600 до 1000 человек. А ведь таких маршрутов в Пермском крае - не один десяток.

    - За прошлое лето только с нашей фирмой сплавилось около 8000 человек, - говорит руководитель компании Евгений Кокшаров. - А вообще количество туристов растет от года в год. В нашей компании рост составляет почти 25 процентов ежегодно.

    Казалось бы, вот оно - золотое дно для организации собственного туристического бизнеса. Ведь большой спрос - первое условие для удачного начала своего дела. Однако внутренний туризм вызывает гораздо меньший предпринимательский интерес, нежели, к примеру, организация отдыха за пределами края и страны.

    По официальным данным, сегодня в Прикамье только три компании, зарегистрированные в государственном реестре, работают за счет внутреннего регионального туристического ресурса. Остальные - либо совмещают внутренний и зарубежный туризм, либо (и таковых большинство) предпочитают продавать путевки на заграничные пляжи.

    Хотя, конечно, на сплаве может заработать любой не ленивый и мало-мальски опытный турист-любитель. Начинающему предпринимателю нужно потратиться лишь на снаряжение и рекламу, изучить разнообразие потенциальных маршрутов, а в дальнейшем - получать прибыль. Причем никем не учтенную и, стало быть, не облагаемую налогами.

    Как правило, инструктор-фрилансер зарабатывает на своих услугах по 2-2,5 тысячи рублей за один сплавной день. При этом у него даже снаряжение может быть не собственным, а взятым напрокат. В целом неучтенный оборот в сфере только сплавного туризма оценивается в сумму до 15 миллионов рублей за сезон. И это без учета торговли снаряжением.

    А поскольку этот вид деятельности практически не контролируется никакими проверяющими структурами, то свобода ограничена лишь действиями конкурирующих организаций. Но и это не угроза, если масштабы вашей деятельности невелики.

    Сплав - дело сезонное

    Другое дело, если вы, решив, что внутренний туризм - дело всей жизни, начнете действовать официально и на широкую ногу. Здесь, как и в любом другом виде бизнеса, придется отвоевывать себе место под солнцем. Брать клиента либо принципиально иным уровнем качества, либо низкими ценами, либо разработкой и освоением новых маршрутов, что уже само по себе весьма накладно. Кроме того, необходимо заранее подумать о диверсификации собственных усилий, ведь, как ни крути, сплав - дело сезонное.

    Начинающий предприниматель Алексей Зотиков убедился в этом на собственном опыте. Успешно защитив диплом по специализации "экономист-аналитик внутреннего туризма", он зарегистрировал турфирму "Золотой компас".

    - Летом дела идут хорошо: спрос на прокат снаряжения хороший, желающих отправиться на сплавы много, а вот когда заканчивается сезон, очень нелегко, - говорит он. - Чтобы соблюсти баланс доходов и расходов, требуется точный расчет, с учетом всех особенностей туристических пристрастий, погодных условий и конкуренции.

    У операторов, занимающихся водным туризмом, есть два пути. Первый - накопить летом финансовый "жирок", который попытаться растянуть до следующего сезона. Второй - активно работать на других видах внутреннего туризма - пеших походах, горных лыжах, спелеопутешествиях. При этом начинающие предприниматели могут легко попасть на удочку летней эйфории, когда кажется, что зимой люди так же активны и с таким же фанатизмом будут ходить в пещеры или кататься на сноуборде.

    По словам Алексея Зотикова, в эту ловушку он и попал: прибыль, полученную от первого летнего сезона, направил на приобретение снаряжения. В результате зимой едва сводил концы с концами. Ведь отсутствие клиентов не освобождает от необходимости платить налоги и делать отчисления во всевозможные фонды.

    - Если бы к этому времени мы успели наработать себе известность, имя, то было бы, конечно, проще, - говорит он. - Но клиентов у нас было не густо, поэтому пришлось залезать в долги, обращаться за помощью к родственникам. Благо, что они мне не отказали.

    На этом этапе обычно и пролегает граница, на которой начинающий предприниматель вынужден делать выбор между работой на внутреннем туристическом рынке и возможностью, особо не напрягаясь, продавать путевки на различные "лазурные берега". Большинство бизнесменов делают выбор в пользу последнего варианта. А вот Алексей Зотиков, по его собственному выражению, "раскинул мозгами" и пришел к выводу, что перспектив у внутреннего туризма в крае более чем достаточно. Значит, можно работать и зарабатывать. Сейчас он возит группы из разных районов Пермского края не только в Пермь, но и в наиболее интересные туристические точки региона. Благо их в Пермском крае действительно очень много.

    Ниша до востребования

    Природное, географическое и историческое богатство региона - важнейшая составляющая успешного турбизнеса. По оценке специалистов, Пермский край уникален возможностью привлечь внимание как российских, так и зарубежных любителей путешествий. Однако эта ниша рынка пока мало освоенная. Хотя в регионе сразу несколько вузов готовят специалистов в сфере туризма: 150 человек ежегодно выпускает ПГАИК, еще 80 профессионалов - ПГНИУ. Однако специалисты, готовые работать в туристической сфере, региональное направление рассматривают в последнюю очередь. Слишком много туда придется вложить, прежде чем затраты начнут окупаться. А строительство новых дорог и различных инфраструктурных объектов - гостиниц, стоянок, кафе, туалетов, разработка туристических продуктов, продуманное налогообложение - все это требует усилий власти и бюджетного финансирования. Именно поэтому региональный туризм в Пермский крае пока нерентабелен.

    мнение

    Павел Ширинкин, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики Пермской государственной академии искусства и культуры:

    - По туристским достопримечательностям пальму первенства Пермский край уступит, пожалуй, только ведущим мировым территориям - Италии, Греции, Античной Турции, Междуречью и Египту. А по "напластованию" эпох, различных культур и религий мы ничуть не хуже Германии, Нидерландов и даже превзойдем Великобританию. Однако у нас есть одна проблема - мы не умеем все это рекламировать, продвигать, о нас мало кто знает.

    Современному туристу нужна легенда, сказка. А поводов для ее рождения - у нас пруд пруди. К примеру, легенда о царском колоколе, подарке, сделанном семье Романовых Гришкой Распутиным (по одной из версий, уроженцем села Верхотурье Пермской губернии). Как утверждают знатоки, в истории самого колокола немало удивительных совпадений со значительными событиями в жизни династии Романовых. И по некоторым штрихам можно было задолго до печального конца царской семьи его предсказать. Есть в крае и достопримечательности мирового уровня. Достаточно напомнить лишь о Пермском геологическом периоде и исследователе Мерчисоне, имя которого известно всем геологам мира. Приезжающие к нам иностранцы, узнав, что Пермский период был назван в честь нашего города, а совсем не наоборот, как они думали раньше, страшно изумляются: почему мы до сих пор на этом не делаем деньги. К примеру, маленький сувенирный магазинчик возле Большого Каньона в Америке имеет до 10 миллионов долларов прибыли в год. Да, Большой Каньон - это масштабный геологический памятник, но всего один. А в нашем распоряжении - целый геологический период.

    Туризм как отрасль экономики сейчас не приносит доход в местный и федеральный бюджеты. Климат не позволяет отелям и санаториям держать низкие цены, а, к примеру, налоговых послаблений для бизнеса, связанных с внутренним туризмом, нет.

    Сейчас в крае разрабатывается концепция "Развитие туризма в Пермском крае до 2018 года". Но если в ней не предусмотреть механизм государственно-частного партнерства с введением определенных налоговых льгот, новый документ станет очередной неудачей в попытках привлечь туристские деньги в региональную экономику.

    Кстати

    Основные прогнозные показатели будущей концепции "Развития туризма в Пермском крае до 2018 года" уже включены в принятую Заксобранием края в декабре 2012 года "Программу социально-экономического развития региона до 2016 года". Она подразумевает, что в регионе появятся 10 паспортизированных туристических маршрутов (сейчас нет ни одного). Объем инвестиций в основной капитал объектов туриндустрии увеличится с 2013 по 2017 год со 100 до 500 миллионов рублей. Откроются 28 новых гостиниц и кемпингов (их общее число достигнет 202-х). В результате туристический поток возрастет с 500 тысяч человек в 2012 году до 608 тысяч в 2017-м. А объем платных туристических услуг к 2017 году увеличится в Прикамье с 3,3 до 5,7 миллиарда рублей.

    Поделиться