Пока бизнес вынужден сам себя обеспечивать кадрами, особенно в области прорывных компетенций. Мы потеряли базовые кафедры, которые были когда-то. И это большой провал: темп технологического развития в мире ускорился драматически. Еще одна проблема - технологическая база существующей системы образования, которая не соответствует уровню современных индустрий, особенно фармацевтики. Есть, конечно, какие-то базовые навыки, которые вузы прекрасно дают, но ввод специалиста с такими навыками "в эксплуатацию" занимает в лучшем случае несколько лет. В худшем - приводит к нулевому результату. Заполняется пробел только путем международных стажировок, привлечения иностранных специалистов для "трансфера знаний" и внедрения института наставничества.
Дорожная карта "Создание национальной системы компетенций и квалификаций" (НCКК) нацелена на создание системы существенного роста производительности труда и формирование условий для кадрового развития России. Если в стране не будет расти производительность труда, мы отстанем не только от классических конкурентов - государств БРИКС, но и от стран с дорогой рабочей силой. В той же Германии производительность труда в разы выше, чем в РФ, а средняя стоимость оплаты труда отличается от российской незначительно. Фокус не в том, чтобы меньше платить, а в том, чтобы повышать производительность труда.
К 2020 году высокопроизводительные рабочие места должны обеспечивать 89% добавленной стоимости. Это означает, что надо не просто создать 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, но и наполнить их высококвалифицированными специалистами. В конечном итоге эти кадры составят примерно одну треть от общего числа занятых в экономике. Достичь цели можно за счет внедрения 10 университетов нового типа (с фокусом на технологическое предпринимательство) и перестройки системы профобразования в целом. В первую очередь необходимо сформировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность независимой системы оценки и присвоения квалификаций, разработать новый классификатор профессий и профстандартов - их будет около 800.
Среди прорывных моментов НСКК - внесение в бюджет любой отраслевой программы обязательной статьи расходов на подготовку кадров в размере не менее 4% от общего объема инвестиций. Мы надеемся получить много стартапов в сфере IT, биотехнологий, композитных материалов и других отраслях, которые сгенерируют от 0,5 до 1 млн рабочих мест.
Еще одно нововведение - концепция развития дистанционной занятости. С ее помощью мы обеспечим работой 5 млн фрилансеров, которые входят в число тех самых 38 млн человек, "занятых непонятно где и чем".
Особое место в дорожной карте отводится поддержке ремесленников. В этом секторе реально создать до 5 млн рабочих мест, которые способны обеспечить высокий уровень конкурентоспособности в силу привязки к национальным традициям.
НСКК заметно облегчает работу бизнеса с кадрами - благодаря упрощению аттестации рабочих мест (с учетом рисков и размеров предприятия), отмене командировочных удостоверений, переходу на АИС "Электронная трудовая книжка". Разработан план мероприятий до 2016 года по популяризации рабочих и инженерных профессий в соответствии с методологией WorldSkills.
Система образования должна быть максимально заточена под потребности новой экономики. В частности, предприниматели должны войти в попечительские советы вузов - и не формально, а реально контролировать и расходы, и стратегию. Я считаю, что ответственный бизнес, который видит свое будущее, к этому готов. Конечно, ему необходима мотивация, чтобы вкладывать деньги в образование, - это могут быть субсидии, налоговые льготы либо другие фискальные методы.
Реформа коснется и начального образовательного звена, потому что первичная профориентация в инженерных и рабочих специальностях после 12 лет уже бессмысленна. Причем ее надо проводить не только с детьми, но и с родителями. Именно они обладают, если можно так сказать, контрольным пакетом на ребенка и за него принимают решение. К примеру, парень хочет стать бульдозеристом (сейчас, кстати, бульдозер - как космический корабль в советское время), а вместо этого его отправляют получать очередной диплом менеджера. В итоге человек будет работать не по специальности. А цель дорожной карты - довести долю молодежи, которая после средне-профессионального или высшего образования в первый же год попадает на работу по специальности, с нынешних 20% до 70% к 2020 году.
Целевые показатели карты очерчены 2015-2018 годами, но ее создатели ждут позитивных изменений намного раньше. Многие положения НСКК уже попали в отраслевые программы минтруда, минобрнауки, ФМС. В частности, мы получили облегченную процедуру привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Конечно, остались проблемы по развилке доходов этих специалистов и россиян, но ситуацию можно улучшить, понизив планку требований. Это позволит принимать на работу талантливых молодых ребят из Казахстана или Югославии, не платя 2 миллиона рублей, которые сейчас являются обязательными.
В 2014 году в субъектах РФ запустят 200 программ дуального образования на базе предприятий. С 2015-го в 4 пилотных регионах начнется реализация местных дорожных карт компетенций и квалификаций. Результатом этого процесса будет консолидированный заказ инвесторов на подготовку кадров на 3-5 лет.
Алексей Репик, сопредседатель "Деловой России", руководитель рабочей группы по разработке дорожной карты "Создание национальной системы компетенций и квалификаций"