Новости

06.08.2013 00:05
Рубрика: Культура

Опера на стройплощадке

"Геликон" начал свой 24-й сезон под открытым небом
Традиционный сбор труппы артисты по случаю начала нового театрального года, воодушевлённые худруком - основателем "Геликона" Дмитрием Бертманом, провели по своему исконному московскому адресу: улица Большая Никитская, дом 19/16, где не выступали уже почти восемь долгих лет. Вместо некогда обещанных реставраторами и строителями трех лет скитаний по "чужим углам".

Если на прошлогоднем сборе труппы на съемной арбатской квартире геликоновцев доминировало уныние, граничащее с отчаяньем, то ныне все происходящее было наполнено мажорным настроением. Когда солисты, хор и оркестр только появились на возвышающихся над котлованом железобетонных конструкциях, коим уже к концу текущего года предстоит превратиться в стены капитально обновленного театра, занудный дождь мгновенно прекратился. А на первых же словах Дмитрия Бертмана: "Для нас сегодня исторический день…" вышло солнце и светило все ярче и ярче до тех пор, пока артисты не завершили мини-концерт и башенный кран не поднял над головами собравшихся ставшую уже знаменитой не только в России, но и за ее пределами эмблему "Геликона". В ответ на страстный геликоновский перфоманс руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков высказал элегантное пожелание театру, чтобы его творческие амбиции росли быстрее стен строящегося здания.

После краткой официальной части, многие из собравшихся не смогли отказать себе в ностальгической экскурсии по исторической части дома "Геликона" - усадьбе княгини Шаховской - дамы, надо предположить, не лишенной жизненного азарта, так как только по ее личному распоряжению это здание перестраивалось не менее 17(!) раз, из-за чего она даже судилась с Московским генерал-губернатором, а в конце своей бурной жизни она официально лишила всех своих родственников права наследства.

И теперь в этом доме, где смешались всевозможные архитектурные стили вплоть до "сталинского ампира", а в разное время располагались всяческие организации - от частной "Оперы Зимина", Дома работников искусств, позже - медиков, а потом были интим-салон и многочисленные пивнушки, реставраторы уже завершают работу. И в этих слышавших пение Шаляпина стенах разместится Малый зал театра, посвященный именно Зимину, который закончил свою жизнь простым рабочим сцены Большого театра СССР.

И все же это пока еще только грезы, пусть, кажется, уже и не очень далекого будущего. И поэтому после встречи на Большой Никитской геликоновцы отправились по месту своего временного проживания: улица Арбат, дом 11. Там они в тесном семейном кругу поздравили передовиков оперного труда в своих рядах и посмотрели традиционный "Геликон-фильм" о своей закулисно-гастрольной жизни от Парижа и Таллина до Владивостока и Бангкока за прошедший сезон. А главное - договорились потерпеть еще один год работы "в изгнании", но вместе со своей верной публикой.

Уже на 4 сентября назначена первая премьера сезона. Ею станет опера Верди "Бал-маскарад" под руководством итальянского дирижера Симоне Фермани. Этот спектакль откроет масштабный геликоновский фестиваль "WAGNER/VERDI", посвященный двойному юбилею великих оперных композиторов - Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди, который будет проходить почти два месяца - до 27 октября. А следом придет черед более "легких" премьер.

Прямая речь

Дмитрий Бертман, худрук "Геликон-оперы":

- Я очень рад и искренне благодарен московскому правительству, лично мэру города, что здесь, на Большой Никитской, все-таки будет театр, а не банк, ресторан или магазин. К сожалению, сегодня у театра нет возможности выпускать много больших премьер, так как мы скованы залом на Арбате, где одна гримерка на всех и нет ни одного репетиционного помещения. Вся работа идет только на сцене. Поэтому мы выпускаем лишь одну крупную премьеру в год за счет паузы межсезонья. Все эти годы театр живет мечтой о возвращении на "историческую Родину". И я очень надеюсь, что это, наконец, совершиться в октябре 2014 года.