Федеральный закон о такси, принятый два года назад, помог столичным властям изменить столичного извозчика до неузнаваемости. Уходят в прошлое "ржавые корыта" и все больше в городе хороших, дорогих машин с "шашечками". Вернулись цивилизованные стоянки, в том числе и на вокзалах. А главное - удалось казавшееся невозможным - вытеснить почти отовсюду "бомбил" и заставить их работать по единым городским правилам.
По последним данным столичного департамента транспорта, 35 тысяч легальных такси - это уже более 60% водителей, занимающихся извозом. Цифры подтверждает и практика: стоя с "протянутой рукой" на дороге, стало легче поймать легального таксиста, чем водителя, просто решившего подработать. Такси на новой иномарке, с таксометром, навигатором и вполне приемлемой стоимостью проезда и без печально знаменитого вопроса "Дорогу покажешь?"
Гораздо проще теперь и вызвать машину - из дома, с работы. Не надо помнить десятки номеров телефонов диспетчерских, есть такие программы, как, например, "Яндекс.такси", куда можно и позвонить, и набрать номер на планшете. Как рассказала "РГ" Элина Ставиская, представитель Яндекса, среднее время подачи машины с помощью их программы сократилось до 9 минут. К системе подключены уже 12 тысяч водителей из 200 автопарков - а всего год назад их было вдвое меньше.
На вокзалах для легальных таксистов теперь открыты линии ожидания, въезд на которые осуществляется по карточкам, которые можно получить, только имея лицензию. Аналогичная система скоро появится и в аэропортах. Кроме того, для водителей легальных такси по городу открылись 260 стоянок. К концу года к ним должны добавиться еще около 190 площадок. Для того чтобы ими пользовались только легальные таксисты, ГИБДД разработала информационную табличку "Кроме автомобилей такси", которая будет размещаться там, где это не будет мешать движению, под знаками "Стоянка и остановка запрещена". Эти поправки в правила дорожного движения вступили в силу сегодня. А чтобы москвичам было проще опознавать официальные такси - их покрасят в желтый цвет. Лицензию теперь могут получить только владельцы желтых автомобилей, а все ранее выданные разрешения действуют до своего окончания. Для того же, чтобы процесс обновления шел энергичнее, департамент транспорта обещает пустить желтые машины в 2014 году на выделенные полосы, предназначенные для общественного транспорта.
Следующий шаг - ввод для такси единых тарифов. Это увеличит спрос на поездки на легальном такси на короткие расстояния, которые сейчас полностью отданы на откуп нелегальным таксистам, а также обеспечит прозрачные цены. Сейчас разброс тарифов бывает слишком велик и не всегда понятен. Нередко за поездку в несколько километров таксисты требуют огромные суммы.