05.08.2013 23:42
    Поделиться

    Для малого бизнеса вернут старую систему исчисления страховых взносов

    Правительство в последние месяцы активно обсуждало, какой должна быть система исчисления страховых взносов для малого бизнеса.

    Было решено с 1 января 2014 года вернуть систему исчисления страховых взносов, которая действовала до 1 января текущего года для компаний, чей доход не превышает 300 тыс. рублей: страховой взнос будет рассчитываться из минимального размера оплаты труда.

    Предприниматели, чей доход превышает 300 тыс. рублей, будут платить взнос в расчете из одного минимального размера оплаты труда плюс один процент суммы превышения. Для малых предпринимателей с высокими доходами максимальные взносы могут составить восемь минимальных размеров оплаты труда - это около 130 тыс. рублей. Эти взносы будут зачислять на пенсионные счета.

    Малых предприятий, имеющих большие доходы, в стране сейчас около 5%, гораздо больше представителей микробизнеса, для которых введенные с 1 января 2013 года ставки страховых взносов стали неподъемными. На 1 июля 2013 года число действующих индивидуальных предпринимателей сократилось на 474 тыс. человек, это около 11% от зарегистрированных на 1 января текущего года. Такого падения у нас не было даже в кризисные годы.

    Мы сейчас организуем работу с региональными правительствами и попросим их в рамках системы микрофинансовых организаций предоставлять микрозаймы в размере 19 тыс. рублей под нулевую ставку тем предприятиям, которым тяжело заплатить взносы. Мы заинтересованы в том, чтобы люди сохранили свой бизнес.

    В настоящее время в рамках исполнения поручения правительства РФ Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Минтрудом России ведется дискуссия по поводу прекращения действия льгот для предпринимателей, занятых в сфере производства. Ставка по страховым взносам в этой сфере пока составляла 20%, с 1 января 2014 года она должна увеличиться до 30%. Мы предлагаем сохранить льготную ставку еще на два года и затем повышать ее постепенно на 1% в год.

    Именно малый и средний бизнес во всем мире является драйвером экономического роста. В России сейчас его вклад в ВВП составляет 20%, а в занятость - 25%. Разумеется, если сравнивать со странами Европы, то эти показатели пока очень малы. В Германии и Италии доля ВВП составляет 55%, доля занятости - 60-70%. Если мы посмотрим на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), то там показатели еще выше - доля занятости в МСБ может достигать 90%. Отчасти отставание России оправдано тем, что МСБ у нас начал развиваться только 20 лет назад. В этих условиях революционные меры не сработают.

    Было решено с 1 января 2014 года вернуть систему исчисления страховых взносов, которая действовала до 1 января текущего года для компаний, чей доход не превышает 300 тысяч рублей

    Мы постепенно переходим от точечных мер на программный принцип формирования политики в области поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", которая рассчитана до 2020 года, существует подпрограмма, связанная с развитием МСБ. В первую очередь эти меры поддержки связаны с налогами и налоговым администрированием, трудовым правом, упрощением доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.

    Поддержкой начинающим компаниям может стать введение двухлетних налоговых каникул. Сейчас этот проект находится в работе. Минэкономразвития России предлагает вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям один раз предоставить такую льготу в течение первых двух лет своей деятельности. Эта льгота будет предусмотрена в рамках выбранного предпринимателем налогового режима. Уже с начала текущего года малый и средний бизнес может выбирать для себя наиболее приемлемый режим среди нескольких налоговых систем: ЕНВД, общий режим, упрощенная система налогообложения, которая содержит две формы, и патентная система налогообложения.

    В этом году также вступили в силу поправки в 159-ФЗ о льготной приватизации. Поправки направлены на снятие ограничений по выкупу субъектами предпринимательской деятельности арендованных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Сейчас уже выкуплено свыше 30 тыс. объектов - 5 млн квадратных метров. У регионов и муниципалитетов "в запасе" еще порядка 80 тыс. объектов и 16-18 млн квадратных метров. Мы продлили срок действия закона, расширили число предпринимателей, которые могут воспользоваться этой поддержкой. На нее могли рассчитывать предприниматели, арендующие помещение сроком не менее двух лет по состоянию на август 2008 года, а сейчас возможность участия в льготной приватизации есть у предпринимателей, которые арендуют помещения два года по состоянию на 1 июля 2013 года. Также были сняты ограничения по площади выкупаемого помещения. Решился вопрос рассрочки. Ранее первый взнос составлял 50%. Сейчас рассрочка делится на равные платежи. И ее срок увеличен с одного года до трех лет.

    Одной из главных проблем малого и среднего бизнеса по-прежнему остается доступ к финансам. Этот вопрос включен в повестку деятельности правительства. Универсальным решением этой проблемы мы считаем национальную систему гарантийных фондов. Гарантийные фонды в России заработали в 2006-2007 годы, основной акцент был сделан на эту программу во время кризиса, когда кредит стало невозможно взять из-за отсутствия залогового обеспечения. Гарантийные фонды обеспечивают доступ к кредиту. В случае, когда у предпринимателя есть бизнес-план, но нет залогового обеспечения, необходимого банку, система региональных гарантийных фондов подставляет плечо и предоставляет до 70% необходимого залога.

    Система гарантийных фондов уже достаточно развилась. Капитализация системы региональных гарантийных фондов сейчас составляет 40 млрд рублей. Стало очевидно, что гарантийным фондам нужен центр. Это серьезные финансовые институты, которым необходимо работать с рисками и клиентами. Это уже работа профессионалов, а не чиновников. Поэтому мы предложили создать федеральный гарантийный фонд, он может расширить возможности региональных фондов. Мы говорим о субгарантиях: то есть когда федеральный фонд может выступать гарантом по отношению к региональному. Здесь начинает работать система разделения рисков. Федеральный фонд может брать на себя крупные проекты, например создание индустриального парка. Такие масштабные региональные проекты требуют вложений в размере 2-3 млрд рублей. Федеральный гарантийный фонд сможет систематизировать работу региональных и стать новым финансовым инструментом для МСБ.

    Поделиться