На сей раз, правда, режиссер выступает в непривычном для себя жанре, как автор "открытого письма", которое принес в редакцию "Российской газеты". По какому поводу? Досталь объясняет так:
- Почему я написал письмо министру культуры РФ в форме "открытого письма"? Фильмы о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. снимались и будут сниматься. Их авторы вправе иметь свой, всеобъемлющий взгляд на трагизм ее истории. И нельзя делить эти фильмы на "правильные и "неправильные", исходя из конъюнктуры текущего исторического момента в нашей стране...
Добавим лишь - недавно сам министр, невольно обострив полемику, обозначил отношение своего ведомства к кинематографической отрасли: "Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся. Либо те, которые считаем нужными". И, естественно, одним письмом Николая Досталя эта полемика на страницах "РГ" не завершится...
Уважаемый Владимир Ростиславович!
В российских СМИ вы неоднократно упоминали мой фильм "Штрафбат", не раз показанный по телеканалу "Россия", отмечая в нем искажения военной истории в период Великой Отечественной войны. Никогда не вступал в полемику по поводу оценок моих фильмов, уважая любое мнение о них, но в данном случае отступлю от правила.
Начну сначала: прочитав впервые сценарий Эдуарда Володарского, я, естественно, стал знакомиться с архивными материалами о штрафных частях (приказами и распоряжениями, уточнениями и разъяснениями и т. п.). Из них я узнал, что командовать штрафными ротами и батальонами должны только кадровые офицеры, что разжалованные рядовые и офицеры должны служить в разных штрафных подразделениях, что добровольцев с 58-й статьей не должны брать в штрафбаты (только с бытовой или уголовной статьями).
Когда я рассказал об этих сценарных нестыковках Володарскому, он мне ответил: "Коля, все это мне известно! Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги!" И далее рассказал мне о своих многочисленных встречах с бывшими штрафниками (в начале 90-х, когда он задумал сценарий, многие из них были живы), которые поведали ему о том, что разжалованный майор командовал штрафбатом, что рядовые попадали в штрафбаты, где должны быть только офицеры, что был взят добровольцем в штрафбат осужденный по 58-й статье бывший офицер, у которого срок истекал в 1942 году, что по отступавшим штрафникам стрелял наш заградотряд, что и священник воевал в штрафбате (правда, не в рясе, как в нашем фильме). Все эти нарушения приказов ставки объяснялись одним: любой ценой остановить немцев в самый тяжелый для нашей страны период войны.
Фильм "Штрафбат" отмечен многими наградами как в России, так и за рубежом. Но самая высокая оценка была нам дана участником войны, бывшим штрафником Семеном Львовичем Арией: "Ребята, конечно, военные историки найдут в "Штрафбате" к чему придраться, но вы сказали нашему народу главное, что штрафники тоже вложили свой кирпич, и не один, в этот огромный фундамент под названием ПОБЕДА".
Владимир Ростиславович, вам как человеку, занимающемуся историей нашей страны и по долгу вашей нынешней службы предлагаю посмотреть мой документальный фильм "Россия. ХХ век. Взгляд на власть", снятый для ТВ в 2000 году. Он целиком основан на хронике и архивных материалах, в отличие от художественного фильма "Штрафбат". Возможно, вы и там увидите искажение нашей истории, но здесь можно будет говорить только о том, что одни и те же факты ложатся в основу различного видения истории...
Искренне, кинорежиссер, народный артист РФ Николай Досталь".