07.08.2013 20:59
    Поделиться

    Уральцы смогут зарегистрировать недвижимость по интернету

    В городах Свердловской области до конца года откроется 25 филиалов мультифункционального центра (МФЦ) госуслуг, из них три - в Екатеринбурге: на ВИЗ-бульваре, улицах Ильича и 8 Марта. В каждом будет не менее 5 окон приема документов.

    Кроме того, 8 окон МФЦ в тестовом режиме начали действовать в помещении Росреестра на улице Красноармейской, 10 - там сотрудники центра отрабатывают алгоритм приема заявлений на регистрацию прав на недвижимость. Планируется, что в августе тестовый режим сменится на эксплуатационный, а количество окон постепенно увеличится до 20.

    По мнению Игоря Бабкина, руководителя МФЦ Свердловской области, расширение сети позволит снять негатив, накопившийся как у профессиональных участников рынка, так и у обычных людей по поводу очередей к терминалам и "предприимчивых" граждан, торгующих талонами. Александр Бабичев, директор агентства недвижимости, уверен, что передача функционала на уровень субъектов РФ позволит сделать процедуру регистрации более гибкой, быстрее реагировать на пожелания потребителей, что Росреестр, связанный регламентами, не мог себе позволить.

    По словам Ларисы Гашковой, заместителя руководителя Управления Росреестра по Свердловской области, передача полномочий по приему и выдаче документов в МФЦ и Кадастровую палату, так же, как и переход на электронные сервисы, осуществляется поэтапно согласно федеральной стратегии, целью которой является сокращение сроков регистрации и повышение качества услуг. Так, в Екатеринбурге КП Свердловской области в электронном виде принимает порядка 30 процентов заявлений на регистрацию недвижимости, но есть муниципалитеты, где этот показатель составляет 70-90 процентов.

    Скорее всего, эти цифры вырастут уже в четвертом квартале. Напомним, что 23 июля Госдума утвердила поправки в федеральный закон о регистрации прав на недвижимость. Согласно им, с 1 октября 2013 года владельцы земельных участков, квартир и домов получат возможность выбрать между бумажным свидетельством и электронной выпиской из реестра прав, заверенной электронной цифровой подписью (ЭЦП) сотрудника Росреестра. Оба варианта будут иметь одинаковую силу.

    Кроме того, нас ждет сокращение сроков регистрации. С октября текущего года - с 20-30 рабочих дней до 18, а с учетом дорожной карты Росреестра до 2018 года - и вообще до 7 (с даты приема заявления и уплаты госпошлины). Причем это касается и смены собственника объекта, и регистрации нового имущества.

    Детали электронной подачи заявлений в Росреестре пока раскрыть не могут - ждут подзаконных актов. Понятно пока только одно: граждане, желающие самостоятельно (не через нотариуса) направлять пакет документов на оформление права собственности, должны зарегистрироваться на портале госуслуг и получить так называемую усиленную электронно-цифровую подпись.

    Бизнес пока смотрит на новации с некоторым недоверием. По словам риелторов, получается, что теперь Росреестр будет отвечать только за соответствие поданных документов требованиям закона. И, пока не приняты поправки в ГК, за юридическую чистоту сделок фактически не будет отвечать никто. Кроме того, риелторы опасаются технических проблем, которые могут возникнуть при переходе на подачу документов в Росреестр через нотариусов: достаточно ли их в регионе для обработки огромного объема сделок (порядка 42 тысяч в 2012 году. - ред.)? Хватит ли им площадей для приема всех участников сделок, где может быть до десятка звеньев? Ведь пятнадцать лет назад, когда нотариусы этим занимались, рынок был гораздо меньше.

    мнение

    Владимир Ярков, президент Нотариальной палаты Свердловской области, вице-президент Федеральной нотариальной палаты:

    - Проект второй части ГК РФ передает нотариусам функцию проверки существа сделки, чистоты титула и добровольности волеизъявления правообладателей (осознают ли те последствия своих действий). Также они будут подавать документы в Росреестр на госрегистрацию права собственности по электронным каналам связи (в принципе, это можно делать уже сейчас, но, пока нотариальное удостоверение не является обязательным, количество подобных сделок невелико). Думаю, было бы логичным передать нотариусам и полномочия по хранению архива подлинников правоустанавливающих документов, ведь электронные образы можно подделать, к тому же не исключены споры по заключенным сделкам. Государство стремится "обелить" рынок недвижимости, соответственно, финансовые взаимоотношения покупателя и продавца планируется выстраивать через публично-депозитный счет нотариуса. Минфин РФ разработал законопроект, ограничивающий наличные расчеты между физическими и юридическими лицами 600 тысячами рублей с 1 января 2014 года. Если его примут, все, что свыше этой суммы, придется проводить "безналом".

    Справка "РГ"

    По данным Нотариальной палаты Свердловской области, сегодня в регионе работает 197 нотариусов. В случае перехода на обязательную нотариальную форму сделок купли-продажи недвижимости их количество может быть увеличено вдвое за счет помощников нотариусов, имеющих профессиональные лицензии. Средняя сумма персональной страховки нотариуса составляет пять миллионов рублей, еще порядка 60 миллионов зарезервировано в палате на покрытие убытков, понесенных сторонами сделки по вине нотариуса.

    Поделиться