07.08.2013 20:18
    Поделиться

    Свердловчане обсудят концепцию обращения с отходами

    В Свердловской области разработана концепция обращения с отходами до 2030 года. Проект документа выложен на сайте министерства энергетики и ЖКХ для общественного обсуждения. Утвердить его планируется уже в августе.

    По данным министерства, на Среднем Урале ежегодно образуется около 2 миллионов тонн коммунальных отходов, 80 процентов из них отправляется на свалки - зачастую несанкционированные. Как отмечает главный санитарный врач области Сергей Кузьмин, за 2012 год количество последних увеличилось в полтора раза, их устроителям выписаны штрафы на сумму свыше 15 миллионов рублей.

    Общий объем складированного в регионе бытового мусора уже превысил 42 миллиона тонн, в сумме они занимают больше 200 тысяч гектаров земли. При этом ежегодно для расширения свалок дополнительно отчуждается порядка тысячи гектаров.

    Ворона против аэробуса

    Мусор распространяется не только вширь, но и ввысь: Широкореченский полигон в Екатеринбурге, к примеру, скоро превзойдет по высоте самую высокую гору Урала. Ущерб от этого объекта, по расчетам областного минприроды, составляет около 21 миллиарда рублей. И речь не только об экологии: отвалы ТБО создают непосредственную угрозу человеческой жизни.

    Так, екатеринбургский аэропорт страдает от свалки, расположенной в 6,5 километра от взлетной полосы и привлекающей тучи птиц, ведь столкновение вороны с воздушным судном аналогично попаданию 50-миллиметрового снаряда. В 2008-м суд запретил складировать пищевые отходы на этом полигоне, но птицы оказались охочими и до других видов мусора. Как сообщил свердловский транспортный прокурор Валерий Васюшкин, в суд направлен очередной иск о переносе свалки на 15 километров от аэропорта и рекультивации участка.

    Полигоны ТБО разрастаются, но муниципалитеты не спешат бороться с ними. По информации Роспотребнадзора, схемы очистки территории от бытовых отходов разработаны лишь в 71 проценте населенных пунктов, но и те содержат, скорее, благие намерения и реализуются не в полном объеме. В частности, не везде организован сбор ртутьсодержащих ламп, управляющие компании неудовлетворительно содержат придомовые территории и так далее.

    Мусор на конвейере

    По словам министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, замусоривание территории обусловлено низкой сознательностью граждан, недостатками законодательства, а также отсутствием механизмов долгосрочного регулирования тарифов на вывоз и утилизацию ТБО, что не способствует притоку инвесторов в отрасль.

    Инфраструктура переработки отходов на Среднем Урале, впрочем, как и во многих других регионах России, развита слабо. На четыре с лишним миллиона человек населения - всего три сортировочных комплекса: в Екатеринбурге, Каменске-Уральском и Первоуральске.

    Так, последнее из упомянутых предприятий начали строить еще в 1994 году. В те времена продукты упаковывали в бумагу, а молоко разливали в стеклянную тару. Так что проект устарел морально, еще не успев родиться. Работать завод начал только в 2005-м. Бюджетам всех уровней это обошлось в 100 миллионов рублей. Попытки модернизации результата не дали. В 2007-м область выделила 90 миллионов рублей на покупку оборудования для переработки пластика, но освоить не смогли даже первый транш в 40 миллионов - и деньги вернули в казну. На заводе сменился десяток директоров, скопились миллионные долги по зарплате и налогам. В 2008-м муниципалитет выделил заводу 12,8 миллиона рублей на мусоровозы, контейнеры и проекты биотермической ямы и узла утилизации био- и медицинских отходов.

    Проверка показала, что купленные машины не используются, а контейнеры и вовсе не поступили. В конце прошлого года завод наконец-то "избавили" от внушительных бюджетных вливаний, объявили банкротом и ввели внешнее управление. Но чище от этого не стало.

    Кувалдой по холодильнику

    Согласно концепции, разработанной областным министерством энергетики и ЖКХ, к 2030 году на вторичную переработку будет отправляться половина всех бытовых отходов - благодаря контейнерной и промышленной сортировке. Около 30 процентов мусора планируется сжигать и только 20 - складировать на полигонах. Доля извлекаемого из ТБО вторсырья вырастет с 20 до
    60 процентов.

    - Каждый год мы теряем порядка 500 тысяч тонн макулатуры, 100 тысяч тонн черных и цветных металлов, 200 тысяч полимерных материалов, 300 тысяч тонн стекла, - комментирует Николай Смирнов.

    Программный документ рассчитан на три этапа. С 2013-го по 2016-й будет усовершенствовано законодательство - к примеру, планируется вывести биоразлагаемые отходы и ТБО I-II классов опасности (люминесцентные лампы, батарейки и т. п.) из состава коммунальных. До 2025-го предстоит серьезно обновить материальную базу отрасли. К 2030-му регион намерен достичь плановых показателей по утилизации и переработке ТБО.

    Финансирование планируется осуществлять как за счет производителей отходов, так и за счет бюджетов всех уровней. В частности, если примут ФЗ об обязательных утилизационных сборах для производителей упаковки, расходы на сжигание мусора можно будет не перекладывать на жителей. Кроме того, привлекут средства экологических фондов, добровольные взносы юрлиц и граждан, общественных организаций.

    Рентабельно "на коленке"

    Власти собираются по максимуму вовлечь частных инвесторов в проекты сортировки и переработки мусора, для чего передадут им объекты размещения ТБО в концессию или долгосрочную аренду. То, что такого рода бизнес может быть выгодным, иллюстрирует опыт сборщиков металлолома. Получать прибыль можно практически с первого дня, уверяют пользователи профильного форума. Однако конкуренция в этом секторе отчаянная: объявления "Бесплатно вывезем холодильник, ванну, батареи" красуются практически на каждом подъезде.

    Впрочем, когда дело выходит на более серьезный, промышленный уровень, рентабельность падает.

    - Переработка ТБО в России убыточна, потому что используются устаревшие технологии сортировки и утилизации. В новых технологиях, которые позволяют сортировать до половины мусора автоматически, есть потребность у конечных потребителей. Не хватает только мер господдержки, - считает Андрей Сазонов, директор предприятия по производству вторичного пластика.

    Зола по ветру

    В программе много внимания уделяется нематериальным вещам: повышению экологической культуры населения и обучению жителей раздельному сбору мусора. Перевоспитывать народ собираются и словом, и рублем: кто сваливает все отходы в кучу, будет платить больше, чем тот, кто их сортирует. Также будет узаконен сбор мусора в частном секторе - сейчас эта деятельность осуществляется лишь там, где граждане сами проявляют инициативу и заключают договоры с УК.

    Насколько продуктивным получится диалог власти с населением? Пока, надо признать, многие инициативы оно игнорирует, а то и встречает в штыки. Так, на выставке "ИННОПРОМ" общественники в пух и прах раскритиковали японский проект мусоросжигательного завода, назвав его убыточным и вредным.

    Напомним, что Свердловская область заключила соглашение с Mitsubishi Heavy Industries о производстве оборудования для мусоросжигательных заводов на территории ОЭЗ "Титановая долина". Пилотный проект на 300 тысяч тонн мусора в сутки оценили в 4,2 миллиарда рублей. Но, как ни уверял представитель российской стороны Александр Котельников, что объект важен не столько с точки зрения получения прибыли, сколько с точки зрения экологии, аудиторию он явно не переубедил. Даже по-восточному скупой на эмоции представитель Mitsubishi господин Тошикадзу был явно обескуражен реакцией публики. По его словам, в Японии мусоросжигающие заводы строятся в непосредственной близости от жилья - никого это не смущает, так как запаха от них нет, водооборот выстроен по замкнутому циклу, а количество вредных выбросов в атмосферу в 10 раз меньше, чем испарения метана от свалки.

    По проекту, себестоимость утилизации тонны мусора составляет 2700 рублей (для сравнения, за вывоз на полигон того же объема ТБО организации платят 1200). Из этих 2700 рублей 1600 идет на очистку воздуха. Летучая зола, образующаяся при сжигании, прогоняется через фильтры, обеззараживается и рекультивируется на специальном полигоне, а шлак используется в строительстве.

    Замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Геннадий Зверев, чтобы охладить пыл защитников природы, заметил, что власти рассматривают и другие подобные проекты - французские, немецкие. Дело в том, что в Японии прекрасно умеют справляться со свежим мусором, а вот от многолетних завалов с высокой влажностью сжиганием не избавиться.

    - Ни одной стране, к сожалению, не удалось наладить 95-98-процентную переработку ТБО. Не вводите людей в заблуждение, - урезонил чиновник оппонентов.

    Поделиться