Этому предшествовала достаточно серьезная дискуссия. С одной стороны, мы имеем позитивный опыт производственных советов Германии, которые играют существенную и значимую роль в обеспечении реального участия работников в принятии важнейших решений, затрагивающих социальную сферу, заработную плату, а также развитие предприятий. С другой стороны, есть наш собственный негативный опыт конца 80-х годов, когда по инициативе Михаила Горбачева во всех организациях были внедрены советы трудовых коллективов (СТК). Очень скоро выяснилось, что эти советы являются либо пятым колесом в телеге, либо активно используются работодателями против профсоюзных комитетов. Мы помним ситуации, когда именно с СТК пытались заключать коллективные договоры, основываясь на том, что профсоюз представляет не всех, а только большинство работников, а СТК - якобы всех. Именно поэтому советы трудовых коллективов не пользовались поддержкой активной массы трудящихся и умерли в начале 90-х годов.
Идея производственных советов была встречена профсоюзными организациями с некоторым элементом напряженности. Возник вопрос: не является ли это попыткой возрождения СТК? Разумеется, президент хотел реального расширения участия работников в управлении организациями, то есть возрождения не СТК, а скорее того, что раньше называлось постоянными производственными совещаниями, когда наиболее опытные и квалифицированные работники высказываются не только по вопросам своей заработной платы или обеспечения социальных благ, но и о том, как следовало бы организовать производство, чтобы оно было более эффективным, чтобы себестоимость продукции снижалась, а отдача повышалась.
В результате дискуссии, которая состоялась между профсоюзами, работодателями, органами государственной власти, возобладал именно такой подход. В принятых поправках строго оговорено, что производственные советы создаются работодателем из наиболее квалифицированных работников и занимаются обеспечением участия трудящихся в решении экономических и технологических вопросов на производствах.
В то же время производственные советы не могут заниматься тем, что входит в исключительную компетенцию профсоюзов: представлять и защищать интересы работников по вопросам найма и увольнения, заключать коллективный трудовой договор, вести переговоры в рамках социального партнерства.
Хотя формально учредителем новых производственных советов выступает работодатель, никто не запрещает профсоюзу или самим работникам выступить с такой инициативой. Несомненно, в этом формате производственный совет становится еще одним из факторов влияния работников на производство, на принимаемые там управленческие решения, а также позволяет работодателю заинтересовать своих работников в сотрудничестве для достижения общих результатов.
Можно ли считать, что с принятием этого закона мы решили проблему участия работников в управлении организациями? Разумеется, нет. Мне кажется, для того чтобы между работниками и работодателями возникло окончательное понимание и было более тесное сотрудничество, нужно сделать еще один крайне важный шаг - обеспечить участие представителей работников с правом решающего голоса в органах управления организациями: наблюдательных советах и советах директоров. Думаю, что этот вопрос нам стоит рассмотреть в осеннюю сессию Госдумы.