08.08.2013 15:46
    Поделиться

    "РГ" узнала, как добровольцы выхаживают нижегородских детей-отказников

    Как няни-волонтеры творят чудеса, выхаживая детей-отказников
    Что такое 40 рублей? Это две поездки в автобусе, или примерно полтора литра бензина, или одно хорошее мороженое... Или час работы няни, ухаживающей в больнице за малышом-отказником.

    Труд нянь оплачивают неравнодушные люди. Женщины сидят с детьми сутками, фактически заменяя им мам. И любовь, как всегда, дает результаты, которые можно считать чудом.

    Валентина Смирнова приезжает в Нижний Новгород из Краснобаковского района, встает в 4 утра и едет на работу. Не опаздывает никогда: сейчас под ее опекой находится двухмесячный Дима со страшным диагнозом "гидроцефалия". Он лежит в больнице уже несколько недель - недавно малышу сделали операцию. "Попав сюда, он был как головешка - никак не реагировал на окружающих. А сейчас ищет меня глазами, гулит", - улыбается Валентина Николаевна. Вместе с дочерью Леной они дежурят с ребенком по сменам, меняясь через четверо суток. У Лены дома двое своих деток, но, тем не менее, ей удается выбираться на дежурства - благо муж понимает и отпускает, оставаясь с детьми.

    Сейчас в семи нижегородских больницах работают 19 таких нянь от благотворительного фонда "Дети без мам". Директор фонда Мария Хайруллина несколько лет назад сама начинала в качестве волонтера дежурить с детьми, затем это вылилось в организаторскую работу, после чего был создан отдельный фонд. Он существует исключительно на средства, которые жертвуют граждане. За два года работы через руки нянь прошли примерно 150 детей-отказников, большей частью совсем маленькие - с рождения и до трех лет.

    - Началось все с полуторамесячного Сережи. Мальчик был в очень тяжелом состоянии, за первый год жизни он перенес пять операций на голове. Сейчас ему четыре, и, несмотря на кучу диагнозов, он растет, развивается, хотя изначально врачи давали неутешительные прогнозы. Этого мальчика усыновила одна из наших волонтеров, - вспоминает Мария.

    Формальный уход - а именно такой получают малыши в больницах (и не потому, что нет желания, а нет иной возможности) - превращает ребенка в этакий цветок. Расти-то он растет, но умственное развитие фактически стоит на нуле. Все просто: человеку нужен человек, говорил Станислав Лем. С ребенком надо общаться, брать на ручки - даже элементарный зрительный контакт уже работает на расцвет его души. Волонтеры обеспечивают детям вот этот самый неформальный уход - дарят им свою любовь и ласку, успокаивают, когда тем страшно или больно, спасают от одиночества, которое страшно в любом возрасте.

    - И тогда мы столкнулись с осознанием большой проблемы. Все волонтеры - семейные, работающие. Они могут максимум провести с малышом несколько часов - потом им надо будет уйти. В неделю возле одного малыша сменялось по 25-30 волонтеров. А это и стресс для самого ребенка, и рассогласованность действий, и разный подход к воспитанию - очень много нюансов. Поэтому мы решили создать фонд, который будет организовывать для детей уход профессиональных нянь, - говорит Мария.

    Сейчас возле одного малыша дежурит максимум две няни. Женщины работают с детьми в семи нижегородских больницах. К няням предъявляется много требований, кроме всяких юридических тонкостей нужно одно, пожалуй, главное - искреннее желание этим заниматься.

    - Мы с дочерью попали на эту работу случайно, но теперь я понимаю, что это навсегда. Потому что я здесь живу, мое сердце - с этими детьми, - делится Валентина Николаевна.

    Через ее руки прошли немало малышей, всех она помнит. За каждым таким ребенком стоит своя тяжелая история, слушать которую спокойно нельзя.

    Вот двухмесячная Ирочка из области. Она попала в травматологию - девочку жестоко избила собственная мать, у малышки были страшные переломы. Вначале она боялась даже пикнуть - лежала молча, не глядя ни на кого. Когда выписывали - девочку было не отличить от сверстников: живая, любознательная, общительная малышка.

    Или шестилетний Андрюша, который минимум год из своей небольшой жизни провел в больнице. У мальчика страшные диагнозы - ДЦП и лейкоз, лежит в гематологии, ему нужен регулярный курс гормональной терапии. "В декабре он читал по слогам, в феврале - уже целыми словами, потом вернулся в детский дом. Весной опять пришел к нам - и букв не помнит, настроение на нуле, ничего не хочет, говорит о смерти. Будем с ним дальше заниматься", - говорит Валентина Николаевна.

    Прогресс в развитии каждого такого ребенка, к которому проявляют настоящую любовь, не заставляет себя долго ждать. "Медики на нас реагируют по-разному. Многие очень остро понимают эту проблему и сами нас зовут принять участие в судьбе детей. Некоторые реагируют сначала настороженно, но когда видят, что дает работа няни с ребенком, все сомнения рассеиваются", - объясняет Мария. Им помогают многие - кто-то жертвует детское питание и памперсы, кто-то дает деньги. На работу нянь обратила внимание и городская администрация, выделив из бюджета средства на оплату части их труда.

    Удивительно, но текучки среди нянь практически нет. Все, кто приходит на эту работу, либо уходят сразу, либо остаются насовсем, не думая о выходных и отпусках. Потому что если это и не смысл жизни, то что-то очень близкое к нему.

    Комментарий

    Анастасия Шамардина, заведующая гематологическим отделением Нижегородской областной детской клинической больницы:

    - В гематологическое отделение поступают дети с тяжелыми заболеваниями. Если оперировать цифрами, то картинка складывается не самая приятная: треть детей, которых к нам привозят, находится в состоянии средней тяжести, две трети - в тяжелом. К счастью, при своевременном обращении, по подтвержденным данным, в 98 процентах случаев нам удается помочь этим деткам. В гематологическом отделении дети находятся только с родителями (вплоть до совершеннолетия), но случается так, что в помощи наших специалистов могут нуждаться и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из тюремной больницы, детских домов. С ними некому лежать и находиться постоянно рядом, так как обеспеченность отделения персоналом составляет всего 70 процентов.

    У нас на каждую медсестру приходится до 10 пациентов, а это, напомним, дети в основном в крайне тяжелом состоянии. Поэтому свои непосредственные обязанности (вовремя покормить малыша, переодеть его, проследить за тем, чтобы были проведены все необходимые лечебные процедуры), сотрудники, конечно же, выполняют, а вот подойти обнять, поиграть, просто посидеть рядом с малышом они успевают далеко не всегда. Очень важно, что сейчас становится все больше благотворительных организаций, которые делают хорошее дело - берут этих деток под свою опеку.

    Между ребенком и няней, которую приглашает к малышу фонд, устанавливается некая эмоциональная связь, которая благоприятно влияет на процесс лечения. Ребенок, получающий достаточное количество любви и внимания, рядом с которым постоянно находится человек, которому малыш доверяет, гораздо быстрее идет на поправку - его эмоциональное состояние улучшается, как следствие улучшается и состояние физическое.

    Поделиться