08.08.2013 18:25
    Поделиться

    "РГ" узнала, почему карманники любят питерское метро

    Воры-карманники пользуются тем, что в вагонах питерского метро нет видеокамер
    Корреспондент "Российской газеты" поохотился с бригадой оперативников на карманных воров в петербургской подземке.

    "Тихая охота"

    Для начала о сути проблемы и том, что мешает с ней справиться. Как это ни удивительно, но в вагонах питерского метро до сих пор нет камер видеонаблюдения. Добавим к этому, что на одной станции метро Северной столицы работают всего один-два полицейских (в Москве до пятнадцати). Именно поэтому здешнюю подземку так полюбили карманники-гастролеры, съезжающиеся со всего ближнего зарубежья. По статистике, из общего количества уголовных дел по кражам 75 процентов приходится на граждан Грузии, Молдавии, Украины, Узбекистана и Таджикистана. Противостоят им всего три десятка оперативников, 60 процентов которых работают в "карманных отделах" не больше года.

    Для ознакомления с нюансами работы "тихарей" (так сами карманники называют полицейских в гражданском) спускаемся в подземку. На эскалаторе сопровождающий меня оперативник Станислав, пять лет отработавший в "карманном отделе", рассказывает, что в Петербургском метрополитене отлов воришек ведется постоянно. Под особым контролем полицейских станции и пересадки в центре города, привокзальные станции, а также "Московская" - как ближайшая к аэропорту Пулково. Большинство краж совершается в послерабочий час пик - с шести до восьми вечера. Но это не значит, что щипачи упустят возможность стянуть у заспанного пассажира кошелек ранним утром или поздним вечером. Летом расслабляться в метро вообще нельзя, предупреждают полицейские.

    Для самих "тихарей" рабочее время - понятие относительное. Выйти на работу в семь утра - обычное дело. Бывает, "тихая охота" (выслеживание и задержание) и работа с документами продолжаются по двенадцать часов в сутки.

    Следи за руками

    Наша охота начинается на "Сенной", где у первого вагона авангард опергруппы (всего нас четверо) заметил двух подозрительных глухонемых. Ныряем в разные двери вагона и сопровождаем "клиентов".

    - Ни в коем случае не смотри им в глаза, - предупреждает меня Станислав. - Люди они чувствительные, осторожные, хорошие психологи. Лучше смотреть не на них, а как бы немного в сторону, по-нашему - "давить косячка". Да и глаза их нам не нужны. Главное - руки. А для наблюдения за руками в переполненном вагоне нужно быть очень внимательным, ведь задача у нас непростая - взять с поличным и при свидетелях.

    Большинство краж совершается в послерабочий час пик - с шести до восьми вечера

    Роль обычного пассажира мне поначалу дается с трудом. С одной стороны, очень хочется понаблюдать за настоящими карманниками, с другой - страшно спугнуть воришек и испортить работу всей группы. В конце концов я достаю сотовый и начинаю читать SMS-сообщения годичной давности. В общем, стараюсь не выделяться из толпы.

    Проехав одну станцию, глухонемые выходят и направляются в сторону эскалатора. Может, что-то почувствовали, а может, просто торопятся "погулять" по Невскому: пока погода хорошая, "работы" в центре города у них невпроворот.

    А мы перемещаемся с ветки на ветку, из вагона в вагон. По пути мой собеседник рассказывает о легендарном оперативнике Викторе Тимофееве, который два года назад вышел на пенсию. "Дедушка", как его называли в отделе, вылавливал карманников целыми династиями. По малейшим деталям поведения мог вычислить щипача, просто стоявшего на другом конце платформы.

    Кстати, среди оперативников бытует мнение, что сами воры с уважением относятся к пассажирам, которые не поддаются на их хитрости. В отличие от тех, кто самоуверенно носит кошелек в заднем ("чужом") кармане.

    Внешность обманчива

    Бывает, в разработку опергруппы попадаются страдающие клептоманией или любители прикоснуться к женщинам. На платформе "Невский проспект-2" Станислав показывает на одного из них: молодой человек с серьезным лицом топчется у первого вагона. На таких молодые "тихари" отрабатывают методику слежки.

    А вот на "Гостином дворе" нам встречается персонаж интереснее. Опрятный мужчина средних лет спокойно входит в первую дверь, мы - за ним, в тот же вагон.

    - Наш старый знакомый. Уже отсидел, - говорит Станислав и попутно объясняет, что многие ошибаются, когда думают, что все карманники одеты специфически неопрятно. Скорее наоборот - внешность щипача не должна вызывать подозрения и желания отстраниться. - Иногда на человеке дорогие джинсы, ботинки, рубашка, в одной руке солидный кожаный портфель, в другой газета, а он попадается на краже обычного мобильного телефона.

    В управлении полиции на метрополитене считают, что полная блокировка работы операторами пропавшего телефона могла бы снизить кражи тех же мобильников до нуля. Однако из-за того, что в Россию партиями ввозятся контрафактные трубки с одинаковыми заводскими номерами, эта мера пока не может быть взята на вооружение.

    Между тем наш "клиент" не предпринимает активных действий, возможно, "работает на перспективу", присматривается, а из вагона неожиданно прямо перед закрытием дверей выскакивает другой человек южной наружности. Впрочем, не исключено, что это обычный пассажир, который просто зазевался и проехал свою станцию.

    В вагонах появятся видеокамеры

    В этот раз нам никого поймать не удалось. "Не повезло", - разводит руками Станислав. Зато накануне группа задержала матерого карманника-рецидивиста.

    Напоследок Станислав дает совет: сумку для фотоаппарата в метро лучше держать перед собой. Отвечаю, что за свою поклажу абсолютно спокоен (в кофре сегодня всего лишь обед), а вот моя знакомая, у которой в обычной сумке лежала большая сумма денег, накануне на "Маяковской" столкнулась с карманниками, что называется, нос к носу. Правда, для нее тогда все обошлось благополучно.

    - В следующий раз пусть кричит: и себе и другим поможет. Воры очень боятся огласки. Именно поэтому далеко не каждый "заход" у них удачный. Бывает, что карманник за месяц ничего не "зарабатывает", - говорит Станислав, добавляя, что в последние год-два пассажиры в метро стали более активны: и свидетельские показания дают, и сами от преступников защищаются. Главное оружие здесь - повышенная внимательность.

    Начальник петербургского управления полиции на метрополитене Сергей Автомонов признает: проблему воровства во многом помогло бы решить видеонаблюдение.

    - У нас метро с суточным пассажиропотоком 2,5 миллиона человек, а составы до сих пор не оборудованы камерами видеонаблюдения, - сетует Сергей Автомонов. - В Москве, где камеры в вагонах есть, борьба с карманниками более эффективна. Ведь видеозаписи - хорошее подспорье для материалов уголовных дел.

    Как сообщают в пресс-службе Петербургского метрополитена, в конце августа на третьей (наиболее "карманной") ветке появится новый состав "Нева" с видеокамерами в вагонах. Переоборудовать все составы своими силами метрополитен не может - оборудование стоит слишком дорого.

    На заметку

    Как не стать жертвой вора-карманника

    1. Находясь в транспорте, держите сумку перед собой.

    2. Не кладите кошелек или мобильник в задний карман брюк или в наружные карманы верхней одежды, где они станут легкой добычей вора. Лучше всего держать ценности в переднем внутреннем кармане, который застегивается.

    3. По возможности не стойте около дверей - именно здесь происходит большинство краж.

    4. Не отсчитывайте крупные купюры на глазах посторонних. Заранее готовьте мелочь для оплаты проезда.

    5. Обнаружив пропажу сотового телефона, тут же наберите свой номер с мобильника кого-то из пассажиров. Звуковой сигнал выдаст преступника.

    6. Кричите, если вас обокрали. И посмотрите на пол рядом с собой. Обычно, если жертва поднимает шум, воры скидывают добычу.

    Поделиться