08.08.2013 13:07
    Поделиться

    В Карелии разразился скандал, связанный с перевозкой туберкулезницы

    Женщина с открытой формой заболевания отправилась в больницу рейсовым автобусом
    В карельском здравоохранении - скандал. Жительница Беломорска с открытой формой туберкулеза была вынуждена отправиться из районной больницы на лечение в Петрозаводск в обычном рейсовом автобусе.

    На операцию своим ходом

    О произошедшем стало известно от подруги женщины Марины: она в отчаянии кричала в социальных сетях о том, что больная решилась на самостоятельную поездку в Петрозаводск, чтобы сделать операцию и спасти свою жизнь, но выходит, что в то же время подвергла опасности здоровье пассажиров. "Сколько еще будет продолжаться этот бардак в беломорских больницах? Фтизиатр в отпуске, вместо нее принимает дерматолог, - возмущается Марина. - Как можно отправлять больных на общественном транспорте, подвергая других людей опасности? А ехать, между прочим, пять-шесть часов. За это время она накашляла полпакета крови. Но другого выхода у нее не было: ей всего тридцать лет, она хочет жить и видеть, как растет ее маленькая дочка…"

    Обсуждение быстро выплеснулось за рамки сети "ВКонтакте". Министерство здравоохранения и социального развития Карелии начало разбирательство по факту произошедшего. Пришлось объясниться и руководству Беломорской центральной районной больницы, якобы не обеспечившему больную спецтранспортом для госпитализации для проведения операции в Петрозаводске.

    Там сообщили, что действительно женщина лечилась у них, но из медицинского учреждения выписалась по собственной инициативе. В транспортировке ей не отказывали. Просто на тот момент в Республиканском противотуберкулезном диспансере не было свободных мест, так что надо было немного подождать.

    А вот что касается дерматолога, который иногда ведет прием вместо фтизиатра, - это чистая правда, признают в больнице. Когда единственный специалист уходит в отпуск (дефицит фтизиатров испытывает не только Беломорск, но и вся Карелия), его функции исполняет коллега другого профиля.

    - Мы провели служебное расследование. Женщина поступила в центральную районную больницу с кровохарканием. Больница связалась с республиканским диспансером и получила рекомендации о начале лечения. Через неделю по просьбе пациентки ее выписали, - рассказывает первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Ольга Копошилова. - Противотуберкулезный диспансер знал, что существует такая пациентка, и готовил для нее место. Женщина могла бы дождаться своей очереди и поехать в Петрозаводск на специальном транспорте. Однако она почему-то решила не откладывать и отправиться самостоятельно рейсовым автобусом. В тот момент у нее уже не было кровохаркания.

    "Юридических нарушений нет"

    Сейчас жительница Беломорска находится на стационарном лечении в Республиканском противотуберкулезном диспансере: место для нее все-таки сумели найти. Тем временем в республике продолжают обсуждать случившееся. Ведь если отвлечься от недостаточной оперативности медиков, в самой ситуации нет ничего из ряда вон выходящего. Никто не знает, чем болен случайный попутчик в автобусе, и уж тем более никто не может запретить людям с диагнозом "туберкулез" пользоваться общественным транспортом. Более того, в Федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" есть фраза о том, что больные имеют право на "бесплатный проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения при вызове или направлении на консультации в медицинские противотуберкулезные организации".

    Когда единственный в больнице фтизиатр уходит в отпуск, вместо него ведет прием дерматолог

    - Описанная ситуация неоднозначна, в законе о предупреждении распространения туберкулеза нет конкретного механизма ее разрешения, - комментирует юрист Ольга Велехова. - Конечно, проезд больного человека в рейсовом пассажирском автобусе, который в пути шесть часов, вызывает опасение. Ведь туберкулез передается воздушно-капельным путем, а больная постоянно кашляла. Но женщину можно понять: она не хотела ждать, думала о собственном здоровье. В то же время можно понять и медиков. Да, наверное, они должны были действовать более оперативно, однако в республике всего один противотуберкулезный диспансер, мест в нем немного. В итоге пациентку все равно бы госпитализировали и, вероятно, все-таки доставили бы из Беломорска в Петрозаводск специальным транспортом. Юридических нарушений ни с одной, ни с другой стороны я не вижу. Скорее, это обычные издержки взаимоотношений пациента и доктора. Подобные истории находятся в сфере исключительно медицинских и этических норм.

    Заставить лечиться

    Говоря о проблеме туберкулеза, в правительстве Карелии отмечают, что наиболее тревожная ситуация сложилась в Пряжинском, Олонецком, Лахденпохском, Сегежском и Прионежском районах. Катастрофическими темпами растет смертность: если в 2011 году от туберкулеза умерли 44 человека, то в 2012-м - уже 60.

    Главный фтизиатр Карелии Юрий Маркелов видит причину роста заболеваемости в том, что многие пациенты недолечиваются, и устойчивые штаммы остаются в организме. А так называемые дезадаптированные слои населения зачастую и вовсе отказываются ложиться в больницу.

    Еще три года назад эта проблема обсуждалась на федеральном уровне. Тогда минздравсоцразвития предложило Госдуме на законодательном уровне закрепить возможность отправлять больных заразной формой туберкулеза, уклоняющихся от лечения, на принудительную госпитализацию.

    - Среди больных находятся и такие, кто просто не слышит обращенной к ним речи, с которыми иначе попросту нельзя - только изолировать. Ведь известно, что за год каждый больной туберкулезом приводит за собой от шести до двадцати зараженных человек, - объясняет главный торакальный хирург РФ и директор петербургского НИИ Фтизиопульмонологии Петр Яблонский. - На законодательном уровне норма о принудительном лечении так и не была принята. Но появился внутренний порядок, регламентирующий работу специализированных стационаров для проблемных больных. Существует и практика привлечения к принудительной госпитализации по суду. По большому счету этого достаточно для того, чтобы заставить больных туберкулезом лечиться, даже если они сами этого не хотят. Потому что говорить о правах больного, когда не защищено право на жизнь тех, кто еще здоров, - кощунственно.

    Как быть в ситуации с жительницей Беломорска, когда больная подвергла опасности здоровье окружающих, стремясь спасти собственное, - этот вопрос остается открытым.

    Тем временем

    Петербург лидирует по количеству мигрантов, больных туберкулезом. Такие данные огласил руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Согласно подсчетам ведомства, 18 процентов выявленных больных туберкулезом в Северной столице приходятся на иностранных граждан (в Москве - 16 процентов). Речь идет в первую очередь о тех, кто приезжает из стран ближнего зарубежья на заработки. Чтобы получить разрешение на работу и временное проживание, мигрантам надо пройти полное медицинское обследование, в ходе которого чаще всего и обнаруживается факт заболевания.

    Выявляется, кстати, не только туберкулез, но и сифилис, гепатит, ВИЧ-инфекция. По статистике, что-нибудь из перечисленного оказывается примерно у каждого пятого мигранта. Таких отправляют обратно на родину. Вот только сложность в том, что выходцам из ближнего зарубежья, пользующимся возможностью безвизового въезда, закон отводит на медицинское освидетельствование 30 дней. А те, кто не собираются официально трудоустраиваться, могут находиться в России до трех месяцев, никак не отчитываясь о своем здоровье и, возможно, заражая окружающих. В отчете Роспотребнадзора эта мысль выражается предельно деликатно: "Предполагается определенное влияние на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу".

    Поделиться