Новости

08.08.2013 00:10
Рубрика: Культура

Женщины пошли на мировую

Игорь Угольников снимет кино о Первой мировой войне
Автор идеи и генеральный продюсер фильма "Брестская крепость" Игорь Угольников готовит цикл проектов о Первой мировой войне. Откроет его художественный фильм "Батальон смерти", съемки которого начнутся 31 августа 2013 года. С гендиректором Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорем Угольниковым встретился обозреватель "СОЮЗа".

Игорь Станиславович, у вас уже был очень удачный фильм о войне - "Брестская крепость". Почему снова война?

Игорь Угольников: Закончив работу над "Брестской крепостью", мы с авторами и креативной группой задумались: а что же дальше? В этом фильме нас интересовал не только героический подвиг наших людей, но и сама тема Второй мировой войны: почему она началась, кому была нужна? Стало понятно, что Вторая мировая - это по сути неоконченная Первая. Поэтому было логично окунуться в историю Первой мировой войны, столетие которой будет отмечаться в следующем году. Мы стали искать некие драматические события того времени, которые можно уложить в сюжет и которые будут интересны зрителю. Как мне кажется, мы их нашли - это уникальный эпизод, когда был создан женский батальон смерти. Яркий пример того, как в армии, разваливающейся после Февральской революции, в которой никто не хотел воевать, поднимали утраченный боевой дух. И делали это женщины. Кроме того, о периоде между Февральской и Октябрьской революциями фильмов никто не снимал, а это крайне интересная эпоха. Вот почему война.

На сей раз задача стоит неизмеримо больше, нежели просто снять фильм.

Следующим проектом станет международный альманах "WW1" ("Первая мировая"), в съемках которого, кроме России, примут участие Беларусь, Германия, Франция, Англия и Сербия - каждая страна со своей новеллой. Российская новелла будет представлена "Батальоном смерти".

Также планируется проект Союзного государства - художественный фильм-эпопея с рабочим названием "Прощание славянки". Это история трех офицеров, через них будет показана та война. От безумного восторга и гражданского подъема общества в 1914 году до полной апатии и совершенного развала в 17-м. Сценарий - последняя работа Эдуарда Володарского.

Каков бюджет проектов и на чьи деньги они будут сниматься?

Игорь Угольников: "Батальон смерти" должен уложиться в такой же бюджет, как и "Брестская крепость" - 250 млн российских рублей. Фильм будет сниматься при поддержке Министерства культуры России. Мы выиграли конкурс и получили субсидию.

Фонд кино поддерживает производство альманаха. Самый крупный проект планируется снимать на деньги Союзного государства. Бюджет фильма "Прощание славянки" - 490 млн российских рублей. Это фильм-эпопея, планируются съемки в Европе, в нем много батальных сцен.

В этом году Министерством культуры России впервые был проведен открытый питчинг фильмов на получение субсидий от государства. Как вы оцениваете это нововведение?

Игорь Угольников: Я не люблю англицизмы, поэтому слово "питчинг" мы можем заменить фразой "представление авторами своих фильмов для финансирования министерством культуры". В таком соревновании, безусловно, побеждают те фильмы, которые более всего проработаны и которые максимально отвечают государственным интересам. Учитывая, что часть финансирования этих фильмов берет на себя государство, фильмы должны отвечать государственным задачам. Мероприятие, в котором присутствует слово "открытый", мне уже нравится. Профессионалы открыто оценивают представленные другими профессионалами фильмы. Что в этом может быть плохого? Мне даже понравилось то, что для защиты проекта было предоставлено не больше пяти минут. Если проект можно представить за столь короткое время и он будет понятен, значит, он задуман верно. Есть даже такое понятие у продюсеров "успеть все рассказать, пока едешь в лифте". Если говорить о критериях оценки, то, как мне кажется, главными являлись профессиональная подготовленность проекта и, безусловно, его государственное значение. У нас в стране, к сожалению, пока еще невозможно снимать патриотическое кино без поддержки государства.

Картина, которую Вы представляли, отвечала всем критериям?

Игорь Угольников: Во-первых, "Батальон смерти" - это действительно патриотический фильм, который будет воспитывать у россиян чувство гордости за свою страну. Во-вторых, эта картина раскрывает неизвестные страницы российской истории. На данный момент фильм уже находится в конце подготовительного периода. Проведен актерский кастинг и другие подготовительные работы. Съемки картины начинаются в конце августа. Все это говорит о том, что фильм отвечает требованиям, предъявленным министерством культуры. Что же касается бюджета фильма, то он не будет кардинально отличаться от фильма "Брестская крепость", хотя эпоху столетней давности снимать сложнее.

Фильм "Брестская крепость" отмечен как очень удачный проект, где скрупулезно воспроизведены события того времени. Вы планируете в своих новых проектах придерживаться такой же исторической точности и кто будет выступать консультантами?

Игорь Угольников: Консультантом по эпохе выступит известный историк-меценат Дмитрий Бушмаков. Задача действительно непростая, надо с особой точностью соблюсти форму и быт той поры и не исказить историческую правду. Консультанты и исторические, и военные у нас есть. Самое сложное -найти лица, чтобы они были не "современные", а лица той эпохи. У нас с вами нет зрительского представления о том времени, не с чем сравнивать. Как делать, с одной стороны, зримое, интересное кино для зрителя и в то же время точное? Поэтому та дотошность, с которой мы подходим к подготовке фильмов, должна быть на экране.

С главными героями уже определились? Как проходил отбор?

Игорь Угольников: В "Батальоне смерти" в главных ролях будут сниматься Мария Аронова, Мария Кожевникова, Марат Башаров... На роль одной из первых женщин-офицеров, поручика Марии Бочкаревой, кроме Марии Ароновой я никого не видел. Мария - великолепная актриса, ее актерский и человеческий дар прекрасно подходят для этой роли. Маша Кожевникова будет играть прообраз Веры Скрыдловой, она тоже очень подходит. В первый день съемок главные героини будут побриты налысо. Марат Башаров чрезвычайно похож на Александра Керенского, который был очень противоречивым человеком. Большой революционер, но при этом прекрасно понимал, что творит на самом деле, когда со 2 по 18 марта несколькими указами упразднил полицию, суды и выпустил на свободу уголовников. Чем руководствовался человек, принимая такие решения? Марат раньше в подобных проектах не снимался, я думаю, это будет очень интересная актерская работа.

Кто режиссер картины и чем Вы руководствовались при его выборе?

Игорь Угольников: Фильм "Батальон смерти" будет снимать питерский режиссер Дмитрий Дмитриевич Месхиев. Он, как и Саша Котт в свое время мечтал снять фильм о защитниках Брестской крепости, мечтает снять фильм о Первой мировой войне. Для меня это очень важно. Кроме того, это очень крепкий режиссер, организатор, прекрасно работающий с актерами. Если посмотреть его фильмографию, артисты у него всегда играют так как надо, а здесь это очень важно.

Сколько сюжетных линий в фильме и будет ли любовная история?

Игорь Угольников: Много сюжетных линий в фильме делать нельзя. Зритель должен сопереживать кому-то одному или двум персонажам. Поэтому мы сконцентрировались прежде всего на Бочкаревой, на образах Веры и капитана Селезнева, который обучал, а затем воевал вместе с девочками. Любовная история в фильме обязательно будет, но она не главная.

Много ли в фильме батальных сцен и где будут проходить съемки?

Игорь Угольников: Больших батальных сцен две - штыковая атака русских женщин и газовая атака немцев. Еще одна масштабная сцена - прием присяги. Питерские съемки будут проходить в местах событий - в Михайловском дворце, на Дворцовой площади, в казармах... А все боевые действия и сам фронт будем снимать в Псковской области.

Когда планируется завершить картину и где состоится премьера?

Игорь Угольников: 31 августа в Питере мы начинаем съемки со сцены, когда девочек стригут. Затем отправляемся в Псковскую область, там будем снимать всю военную часть. Потом снова в Питер - снимать раннюю весну. Художники говорят, что мы сможем это сделать, несмотря на то, что у нас уже будет осень. Съемки планируем закончить к моему дню рождения - 15 декабря 2013 года. Я был бы очень признателен за это съемочной группе. Сама картина должна быть готова к маю 2014 года. Ставим задачу устроить премьеру фильма 1 августа 2014 года, в День памяти жертв Первой мировой войны. В свое время я ставил перед собой задачу закончить фильм "Брестская крепость" и показать его первый раз 22 июня. Что и было сделано. Фильм был показан ночью в Брестской крепости у Холмских ворот. Место, где будет показана новая работа, пока неизвестно.