Игорь Слюняев, министр регионального развития РФ
Безусловно, за последние годы мы отмечаем неплохую динамику в жилищном строительстве. Объемы вводимого жилья в России выросли с 32 миллионов квадратных метров в 2001 году до 65 миллионов квадратных метров в 2012 году. Ипотека, которая в этом году отмечает 15-летний юбилей, достигла исторического максимума, превысив 1 триллион рублей. Вклад строительного комплекса в валовой внутренний продукт Российской Федерации вырос до 5,5%, в обеспечении занятости - до 7,4%.
Вместе с тем для удовлетворения жилищного спроса и настоящего продвижения в решении жилищных проблем граждан требуются совершенно другие объемы строительства. Необходимо выходить на уровень примерно в 145-146 миллионов квадратных метров в год.
Достижение таких показателей возможно только при реализации проектов комплексного освоения территорий.
Переход от строительства "квадратных метров" к строительству жилой среды позволит обеспечить высокие стандарты жизни граждан, создать условия для привлечения инвестиций и появления новых рабочих мест, сформировать резерв инфраструктурного обеспечения территорий, исчерпанный в большинстве городов.
К сожалению, на долю таких проектов приходится пока порядка 25-30% в общем объеме строительства. Их реализация сдерживается высокими сроками окупаемости, дефицитом земельных участков, наличием административных барьеров и отсутствием четкого разграничения зоны ответственности бизнеса и государства.
С целью решения всех этих проблем и расширения практики реализации проектов комплексного освоения территорий Министерство регионального развития совместно с Госстроем ведет многовекторную работу.
Во время проведения Санкт-Петербургского экономического форума были подписаны соглашения с Пермским краем, Омской и Ярославской областями о реализации приоритетного проекта строительства жилья экономического класса. Это так называемый проект "5 по 5", в рамках которого мы планируем в течение 5 лет дополнительно вводить по 5 миллионов квадратных метров жилья ежегодно.
Половина такого жилья будет реализовываться по ценам на 20% ниже рыночных. Обязательства по инфраструктуре берут на себя региональные органы власти и ресурсоснабжающие организации.
До конца года пустим этот проект в 30 субъектах Федерации, в следующем году - во всех регионах.
В настоящее время актуализируем региональные программы развития жилищного строительства на предмет включения в них адресных перечней земельных участков под жилищное строительство.
С утверждением Единого порядка взаимодействия участников жилищного строительства будет четко определена процедура продажи или предоставления в аренду таких земельных участков.
По каждому участку будет разработан план освоения, в который войдут мероприятия по разработке градостроительной и проектной документации, строительству жилья, обеспечению необходимой инфраструктурой, указанием сроков реализации и, главное, источников финансирования.
Основой для проведения такой работы должны стать генеральные планы поселений и городских округов и инвестиционные программы естественных монополий.
Напомню, что в 2013 году мы должны завершить работу по утверждению документов территориального планирования всех муниципальных образований. Важнейшим условием развития территорий является формирование единой системы документов стратегического планирования.
Одним из верхних звеньев этой системы должна стать стратегия пространственного развития, в состав которой войдут схема расселения и схема размещения производительных сил. На основе этих документов мы должны выработать различные подходы к реализации государственной жилищной политики на территории страны.
В центральной части необходимо стимулировать деурбанизацию. Все строительство здесь сосредоточено в городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Ростове-на-Дону. Всего на 6 субъектов России, в состав которых входят перечисленные города, приходится 37% общего объема жилья, введенного по состоянию на 1 июля 2013 года.
В Сибири и на Дальнем Востоке стоит задача формирования новых точек экономического роста и концентрации населения в приграничных городах. На это должны быть направлены стратегии и программы развития территорий и отраслей, меры стимулирования жилищного строительства и развития промышленности строительных материалов, программы переселения соотечественников и другие механизмы.
Ключевым инструментом комплексного освоения территорий должно стать развитие агломераций.
Как показывает мировой опыт, центры высоких технологий формируются там, где средняя плотность населения составляет не менее 300-350 человек на квадратный километр. Агломерации обеспечивают экономическую связность территорий и сбалансированное развитие инфраструктуры.
К сожалению, сегодня эффективное пространственное управление сдерживается административными барьерами, отсутствием специального правового регулирования и системных мер государственной поддержки.
Над решением всех этих вопросов работает сегодня Минрегион. Нами подготовлена "дорожная карта" развития агломераций. Среди ее основных мероприятий - формирование институциональной среды и единых подходов развития агломераций, совершенствование механизмов бюджетного финансирования расходов на трансграничные объекты капитального строительства, определение порядка разработки и утверждения документации по планировке для территорий агломераций.
Ставим перед собой задачу совершенствования бюджетного и градостроительного обеспечения этого процесса.
Другое важное направление - снятие административных барьеров. Минрегион совместно с другими ведомствами и бизнес-сообществом реализует "дорожную карту" по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Сейчас мы ее актуализируем, нацеливаем на решение конкретных задач.
Наши целевые ориентиры - повысить позицию в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю "Получение разрешения на строительство" с 178 в 2012 году до 34 в 2018 году. Кроме того, необходимо сократить количество административных процедур с 51 до 11 и количество дней, которые требуются на оформление документов, с 423 до 56.
В рамках этой работы до конца 2013 года оптимизируем требования к составу и содержанию проектной документации, сократим перечень особо опасных и технически сложных объектов, установим отдельные виды подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство.
Анализ показывает, что на базе уже действующего законодательства субъекты Федерации могут существенно сократить средние сроки реализации строительных проектов, повысить качество принимаемых решений. Доступность земли, барьеры на вход, стоимость подключения инженерной инфраструктуры и обеспечения социальных объектов - все это сегодня регулируется на региональном уровне.
Проекты подобно району "Академический" в Екатеринбурге наглядно демонстрируют, что при эффективном взаимодействии органов власти и предпринимателей одни могут за тысячи километров от Москвы успешно зарабатывать, другие - кардинально повышать доступность и комфортность жилья, формировать новую среду обитания.
22,6 миллиона квадратных метров жилья введено в России за шесть месяцев нынешнего года. Это на 10% больше, чем за аналогичный период 2012 г.
В 2012 году введено в эксплуатацию 65,2 млн кв. м жилья. Это самое высокое значение с 1990 года.
Однако 40% всего жилищного строительства приходится лишь на 9 субъектов РФ. Это Московская область (10,6% от общего объема), Краснодарский край (6,6%), Санкт-Петербург (3,9%), Москва (3,9%), Татарстан (3,68%) и Башкортостан (3,55%), Ростовская (3%), Свердловская (2,9%) и Челябинская (5,6%) области.
В 2012 году отмечены рекордные показатели по ипотечному кредитованию. Было выдано 690,7 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 1,03 трлн руб. По прогнозам, в нынешнем году эта сумма составит 1,2 трлн руб.
Сегодня себестоимость строительства почти на всей территории страны, за исключением городов-миллионников, не превышает 17-19 тыс. руб. за 1 квадратный метр. Все остальное - это сверхдоходы застройщиков, наличие избыточных административных процедур, системные проблемы в области нормативно-технического регулирования и сметного ценообразования
Игорь Николаевич Слюняев родился 4 октября 1966 г. в г. Исилькуль Омской области.
1984-1986 гг. - служил в рядах Советской армии.
В 1992 г. окончил Московскую высшую школу милиции МВД РФ по специальности "Правоведение", в 1999 г. - Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "Государственное и муниципальное управление" (специализация "Финансы и кредит").
1988-1994 гг. - служил в органах внутренних дел.
1994-1996 гг. - заместитель председателя правления "МосСибИнтерБанк".
1996-1997 гг. - советник министра РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, начальник управления финансово-кредитных отношений.
1997-1998 гг. - заместитель министра РФ
по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ.
1999 г. - начальник управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы.
1999-2000 гг. - заместитель генерального директора Российского дорожного агентства.
2000-2001 гг. - заместитель министра транспорта РФ.
2001-2004 гг. - первый заместитель министра транспорта РФ - руководитель Государственной службы дорожного хозяйства.
2005-2006 гг. - советник председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2006-2007 гг. - Член Совета Федерации от администрации Алтайского края, заместитель председателя комитета СФ по бюджету.
2007-2012 гг. - губернатор Костромской области.
С октября 2012 г. - министр регионального развития РФ.
Женат. Имеет сына.