Особенность сегмента основных строительных материалов (цемент, бетон, кирпич) - низкая доля импорта и высокий спрос на продукцию российских производителей. Это связано с тем, что в ходе строительства требуются колоссальные объемы продукции. Перевозки на расстояние более 450 км уже нерентабельны, поэтому основные производители предпочитают организовывать свое производство в наиболее населенных регионах с высокой строительной активностью.
В сегменте цемента лидируют Центральный, Южный, Приволжский федеральные округа. Основные производители - 50 крупных и средних предприятий. Часть из них принадлежит крупным российским холдингам, часть - зарубежным компаниям, но большинство - это самостоятельные предприятия. Основное производство кирпича сосредоточено в ЦФО и ПФО. Значительная часть мощностей приходится на предприятия активно застраиваемого ЮФО. Сегмент теплоизоляционных материалов, в условиях роста цен на отопление, активно развивается. Тем не менее основными производителями пока остаются иностранные компании, которые имеют в России свои заводы.
С каждым годом увеличивается разнообразие материалов, используемых для отделки помещения: появляются новые виды штукатурок, напольных покрытий и облицовочных материалов, красок, эмалей, лаков. Так как потребители нуждаются в основном в небольших объемах такого рода продукции, то большим спросом пользуются материалы западных производителей. Многие западные компании строят свои заводы в России, но при этом потребители отмечают, что качество такой продукции уступает произведенной за границей, при этом цена остается высокой. Поэтому крупные компании, закупающие большой объем отделочных материалов, предпочитают сотрудничать непосредственно с заводами на Западе.
Строительный бум докризисных лет способствовал росту производства керамических плиток, как и других видов материалов. Во время кризиса объемы российского производства керамической плитки снизились не столь значительно по сравнению с объемами производства других видов строительных материалов. При этом если снижение объемов производства плитки в России составило 20%, то снижение доли импорта продукции составило более 40%. Это связано с низкой стоимостью плитки отечественного производства по сравнению с западными аналогами. В то же время многие потребители отмечают очень низкое качество отечественной плитки. По словам директора российского представительства польской компании "Траско-инвест" Кароля Олькуцки, срок службы напольной плитки российского производства составляет не более полугода.
В производстве линолеума и паркетной доски в России основную долю занимают отечественные компании, в производстве ламината - иностранные (доля отечественных предприятий составляет около 35%).
Минрегионразвития разработало "Стратегию развития промышленности стройматериалов до 2020 года", согласно которой планируется инвестировать средства в модернизацию уже существующих производственных мощностей, выделение участков для строительства новых предприятий и ввод новых мощностей. Для реализации программы потребуется более 1,588 трлн руб., или около 150 млрд руб. ежегодно, что в три раза больше текущих объемов инвестиций в отрасль. При этом профинансировать программу должны сами производители, по мнению чиновников, 60% должны составлять собственные средства компаний, 40% - заемные. Производители же уверяют, что такие средства они выделить не смогут. Единственное реальное планируемое улучшение в отрасли - создание специальных кластеров, где могут разместиться предприятия, выпускающие современное оборудование для отрасли производства строительных материалов, а также снижение таможенных пошлин на ввозимое высокотехнологичное оборудование.
Однако, даже если эти меры будут реализованы, значительное снижение общего уровня износа оборудования на российских предприятиях можно ожидать как раз только к 2020 г.
Таким образом, скорее всего, в ближайшие годы нас ожидает увеличение доли иностранных строительных материалов на российском рынке, а также рост цен на материалы, производимые в России, что, несомненно, скажется и на ценах на недвижимость.
По словам президента Национального объединения участников строительной индустрии Александра Лощенко стратегия получилась неидеальная, поскольку во время ее создания еще не были разработаны основополагающие документы, определяющие стратегию экономического развития страны. Несмотря на это, стратегия стала серьезным шагом по реанимации отечественной стройиндустрии. Сегодня уже 40% регионов страны разработали свои собственные подобные документы, а это значит, что строительная индустрия России готова играть по единым правилам.