В Московской области в 2013 году введено 2,266 млн кв. м жилья

В первой половине 2013 г. в Московской области введено 2,266 млн кв. м жилья. Это самый высокий показатель среди субъектов РФ. Такие данные опубликованы на сайте Росстата.

Согласно отчету, в Подмосковье построили 10% от всей введенной в строй жилой недвижимости в стране. При этом за шесть месяцев в области возвели на 25,5% больше жилья, чем за первую половину прошлого года. Подмосковье в последние годы является лидером по объемам строительства жилья среди российских регионов. В 2007 и 2008 годах в области ежегодно вводилось по 7,9 млн "квадратов" жилья. В 2009 году в регионе ввели в строй 8,2, в 2010-м - 7,7, в 2011-м - 8,3, в 2012-м - 6,885 млн кв. м.

Второе место по объему ввода жилья занял Краснодарский край (1,697 млн кв. м), третье - Республика Татарстан (1,199 млн "квадратов"), четвертое - Москва (1,187 млн). На пятой позиции разместилась Тюменская область, где возвели чуть больше 1 млн кв. м жилья.

Всего в России в первом полугодии построили 22,6 млн кв. м жилья (278,2 тысячи квартир), что на 7,6% превышает показатель за январь-июнь прошлого года и на 1,7% - 2011 года.

Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации в I полугодии наблюдалось снижение объемов ввода жилья по сравнению с I полугодием 2012 г. Среди них - занявший второе место Краснодарский край (-7,6%), вошедшая в первую пятерку Тюменская область (-3,2%) и Ставропольский край (-1,5%).

С начала года индивидуальными застройщиками введено 87,1 тыс. жилых домов общей площадью 11,6 млн кв. м, что составило 104,5% к I полугодию 2012 г. Доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного жилья составила по России 51,5%, в Тыве, Карачаево-Черкесии, Забайкальском крае, Тамбовской области - от 90,7% до 96,9%, в Ингушетии, Чечне и ЕАО - 100%.

Промышленность

Недавнее открытие электрометаллургического завода нового поколения "НЛМК-Калуга" в индустриальном парке "Ворсино" на границе Калужской и Московской областей наглядно продемонстрировало: промышленное строительство в России рано списывать со счетов. И сейчас во всех федеральных округах страны реализуются крупные инвестиционные промышленные проекты. Так, в том же ЦФО "Белагромаш-Сервис" планирует пуск кирпичного завода в Белгородской области на сентябрь этого года. Мощность производства составит 12,5 млн штук в год. Стоимость проекта более 160 млн руб.

На северо-западе завод "Криогенмаш" самостоятельно строит цех разделения воздуха. И с конца 2014 года он начнет поставлять кислород, азот и аргон для других предприятий Санкт-Петербурга. Инвестиции в проект составляют около 20 млн евро. А на территории промзоны "Пушкинская" ведется строительство комплекса "Герофарм" по производству фармпродукции по стандартам GMP. В проект планируется вложить 25 млн евро: 50% - привлеченные ресурсы, 50% - собственные средства компании. Срок окупаемости проекта 4 года.

В Волгоградской области (ЮФО) начато возведение комплекса глубокой переработки вакуумного газойля на площадке "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка". Планируется тесное сотрудничество с инжиниринговой компанией Tecnicas Reunidas (Испания). TR обеспечит рабочее проектирование, поставку материалов и оборудования, а также возведение комплекса и сопровождение пусконаладочных работ. Общая сумма контракта оценивается в 1,4 млрд долл. Завершение строительства комплекса стоит в планах на конец 2015 года. Пуск комплекса даст возможность Волгоградскому НПЗ нарастить производство дизтоплива стандарта Евро-5 на 1,8 млн т в год. Появится и установка мягкого гидрокрекинга ВГО мощностью 3,5 млн тонн.

Автодороги

Россия приступила к выполнению амбициозной программы по улучшению и увеличению своей автодорожной сети и инфраструктуры. Почти 68% грузов и более 70% пассажиров перевозятся именно по автомобильным дорогам. Согласно отчету исследовательской компании PMR "Строительство транспортной инфраструктуры в России в 2013 году. Прогнозы развития на 2013-2015 годы", федеральные дороги составляют лишь 6% дорог в России, но на них приходится около 50% всех перевозок в стране. Тем не менее только 40% федеральных дорог в стране отвечают нормативным требованиям. К 2019 году Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) обещает довести этот показатель до 100%. В структуре Росавтодора создано несколько рабочих групп, одна из них занимается развитием придорожного сервиса совместно с представителями бизнеса. Уже в сентябре 2013-го будет готова программа развития придорожного сервиса на федеральной сети автомобильных трасс.

Чтобы удвоить к 2022 году ввод в эксплуатацию новых магистралей, дорожники делают ставку на применение современных материалов при укладке дорожных "одежд". "Нам очень трудно было убедить нефтяников, что битум - это не отход их производства, а крайне необходимый дорожникам продукт, который должен быть качественным, - сообщил руководитель Росавтодора Роман Старовойт. - Крупнейшие нефтяные компании пошли нам навстречу, и уже сегодня мы используем битум нового поколения на наших дорогах, который увеличит на 2-3 года срок службы асфальтобетона".

Что касается передовых технологий, здесь дорожники пошли по опыту США, позаимствовав систему Superpave, которая предусматривает подбор смеси и битумного вяжущего, щебня и других инертных материалов, которые входят в асфальтобетон. Именно эта система позволила в США свести к минимуму проблему колейности.

Стройматериалы

В 2012 год отрасль строительных материалов продемонстрировала устойчивый рост, что свидетельствует о том, что она начала восстанавливаться после кризиса 2008 года. Так, выпущено 61,5 млн тонн цемента, что на 2,7% больше, чем в 2007 году. Однако этот показатель все же на 134 тыс. тонн меньше уровня 1992 года, когда был установлен рекорд производства цемента в новейшей истории РФ. Превзойти докризисные рубежи смогли также производители строительной извести, которые увеличили объем выпуска на 16,3%, до 2,2 млн тонн.

Тем не менее не все подотрасли смогли преодолеть последствия кризиса. Так, производство нерудных материалов составило лишь 95% от докризисного уровня, бетона - 92, железобетонных изделий и конструкций - 86, а кирпича - 79%.

На этом фоне отрадно выглядит ввод новых мощностей строительной индустрии. На юге страны введен в строй Верхнебаканский цементный завод, рассчитанный на 2,3 млн тонн продукции в год. Восстановлен "Чеченцемент" мощностью 0,6 млн тонн. Всего с 2007 года в России пущено 10 млн тонн мощностей по производству цемента. В Ленинградской, Новосибирской и Ростовской областях введены в строй кирпичные заводы.

Из-за роста цен на услуги естественных монополий продолжилось удорожание отечественных строительных материалов, что повысило рентабельность импорта этих материалов в Россию. Так, объемы ввоза цемента в прошлом году выросли на 80%, благодаря чему цены на эту импортную продукцию снизились на 2%. Импорт нерудных материалов подскочил на треть. Вал дешевых импортных материалов подкосил прибыльность отечественного бизнеса, в том числе цементного. Сейчас доля импортного цемента на нашем рынке составляет 8%, что довольно много, учитывая ввод новых отечественных мощностей. По прогнозам, в нынешнем году эта доля может увеличиться еще на 3%.