Ввод наибольшего числа промышленных площадей пришелся на 2010-2011 гг.: 25,7 и 25 процентов, соответственно. Наименьший объем площадей за рассматриваемый период выпал на кризисный 2008 год - 14,7 процента. Несмотря на разность значений, эксперты считают, что последние пять лет в городе строится равное количество предприятий.
При этом наиболее активно развивается автомобильный кластер. Совокупный объем инвестиций в строительство новых автомобильных производств в этот период составил порядка 1,3 миллиарда долларов, а объем расходов городского бюджета на поддержку этих инвестиционных проектов достиг 6,6 миллиарда рублей. За это время было возведено пять предприятий, еще один автозавод находится в стадии строительства. В целом на предприятия автомобилестроения и производства автокомпонентов пришлось 26,5 процента всех построенных за последние пять лет промышленных площадей Петербурга.
Несмотря на позитивную динамику, по оценке аналитиков, в будущем ожидается значительное сокращение объема ввода промышленных площадей до уровня 2008 года. По данным компании, в течение последних трех лет в Петербурге было выдано более 70 разрешений на строительство промышленных объектов (из них, треть - с начала 2013 года). Все эти объекты находятся сегодня в разной стадии, по многим сроки окончания строительства переносились неоднократно. Главная причина такого мрачного прогноза - отсутствие четкой позиции региональных властей.
- В Петербурге не сформирована политика в отношении размещения новых предприятий, редевелопмента промышленного пояса в центре с выводом размещенных там производств на новые площадки, не ясна ситуация с дальнейшими инвестициями в развитие городских промкластеров, - комментирует президент компании STEP Дмитрий Кунис.
В свою очередь, потенциал соседней с городом Ленинградской области, оценивается инвесторами и экспертами значительно выше. Так, по мнению экспертов девелоперской компании "Созвездие", инвестиционная привлекательность субъекта вызвана целым рядом факторов: близостью финской границы, сравнительно небольшим расстоянием до Москвы и некоторых крупных промышленных кластеров. При этом на территории Ленобласти находится достаточное количество больших по площади незастроенных участков, часто с хорошим географическим положением, которые используются неэффективно. Все эти особенности оказывают влияние на цену участков. Эксперты отмечают значительную разницу в стоимости земли под промышленное строительство в Ленобласти и Санкт-Петербурге. Стоимость областного "квадрата" находится в диапазоне от 1000 до 2500 рублей в зависимости от удаленности участка и уровня его подготовки, что значительно ниже, чем в городе.
Эксперты отмечают, что львиная доля преференций для инвесторов создана усилиями администрации региона, которая активно заинтересована в привлечении инвестиций. Важным плюсом для инвесторов в освоении промышленных территорий Ленинградской области является налоговая политика. - Промышленное производство на сегодняшний день является очень денежноемкой отраслью. Несмотря на то, что последний финансовый кризис заметно притормозил ход реализации проектов, пока интерес инвесторов к промышленным землям Ленобласти продолжает расти, - отмечает генеральный директор девелоперской компании "Созвездие" Марина Матвеева.
Интерес инвесторов к области хорошо проиллюстрировали результаты прошедшего ПМЭФ, на котором власти региона заключили ряд крупных сделок: по строительству завода, по производству сжиженного природного газа, модернизации Волховского алюминиевого завода, созданию инжинирингового центра в Ломоносовском районе.
Интересно, что, несмотря на позитивные настроения девелоперов, оба "главных" региона СЗФО потеряли свои позиции в рейтинге инвестиционного климата российских регионов, составленном международной аудиторской компанией KPMG совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Средний объем прямых иностранных инвестиций в экономику Петербурга и Ленобласти за 2010-2011 гг. упал на 47 и 22 процента, соответственно, к периоду 2008-2009 гг., указано в исследовании инвестиционной привлекательности российских регионов. Выводы были сделаны на основе опроса 200 руководителей иностранных компаний. По мнению опрошенных, препятствием для реализации проектов более чем в половине случаев становится коррупция. Кроме коррупции и властей участники рынка в качестве причин ухудшения инвестклимата в Петербурге и Ленинградской области называют недостаток подготовленных площадок, высокую плату за подключение к электрическим сетям и высокие тарифы на железнодорожные перевозки.
- Современный инвестор промышленного объекта интересуется рынком труда, логистикой, возможностью расширения площади, возможностью подключения к инфраструктуре. Между тем в Санкт-Петербурге рабочая сила стоит дорого, площади ограничены, транспортная инфраструктура не соответствует потребностям, а с подключением к сетям, по сравнению с другими регионами - просто катастрофа, - отмечает Денис Кунис.