Артем Варгафтик: Дачные участки выделяются не под домики, а под картошку

Артем Варгафтик музыкальный критик, телеведущий

- Необходимо четко понимать, что имеется в виду под землей, выделенной для строительства, о которой "Российская газета" пишет на 1-й и 5-й полосах. Дачные участки в садоводческих товариществах выделяются не под домики, а под картошку, клубнику и чеснок. То есть для того, чтобы на них что-нибудь сажать и собирать урожай. Если такую землю будут отбирать из-за того, что на ней не сажают то, что положено, то это бессмысленная, абсурдная, но в то же время понятная инициатива.

Когда человек получал дачу в советское время, то мог точно так же ее и лишиться (потому она и называется дачей, что ее не покупают, а получают за какие-либо заслуги или просто так). Кто ее дал, тот может и взять. Известно, что этому слову несколько сотен лет и оно имеет определенные исторические корни.

Хотя сейчас мы живем не при социализме, частная собственность на землю закреплена на законодательном уровне. И за редким исключением большинство шестисоточных участков именно ею и являются. То есть на все вопросы со стороны правления того же товарищества я могу ничего не отвечать. Это просто не их дело. Ведь земля как бы находится в моем личном владении. Однако на деле это может быть не совсем по-настоящему. Таковы реалии жизни.

Другое дело, когда ты едешь по шоссе и видишь таблички с надписью "ИЖС", что расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство. Иногда еще бывают вывески, на которых написано "ПРОМКА", которые означают, что земля выделяется под промышленные объекты. Там люди наверняка заполняют какие-то специальные бумаги и берут на себя определенные обязательства. Но все это относится не к нам, простым смертным, а к воротилам бизнеса, которые покупают земелю десятками гектаров, а потом как в чеховском "Вишневом саду" нарезают ее на мелкие кусочки, продают и пытаются выжать из этого свои доходы. И если у них будут проблемы, то, скажу вам честно, я не заплачу.

Насколько государство в принципе имеет право изымать частную собственность? Если не обсуждать абстрактные благие пожелания, то во все времена, даже когда приватизировались городские квартиры и дачные участки, интересы государства были на первом месте. Оно никогда от них не отказывалось как от своего главного приоритета и всегда держало этот вопрос под контролем.

Хотя существуют еще и интересы отдельных людей. Естественно, граждане хотят сохранять какую-то часть своих доходов в целости и сохранности. У тех, чей уровень доходов раз в десять выше среднего, эта проблема стоит очень остро.

Но думаю, что обсуждаемый закон - один из тех, который никто не собирается применять сразу и в полном объеме.