Одной из самых революционных является инициатива по отмене квот, которые ограничивают приток иностранной рабочей силы в Россию. Вместо этого появится новый порядок приема на работу сотрудников из-за рубежа. Руководитель ФМС России Константин Ромодановский обнародовал эту идею на "круглом столе" в ТПП по вопросам использования иностранной рабочей силы: "Нужно менять систему квотирования. Планируется размещать вакансии; в первый месяц занять их могут только жители региона, во второй месяц - только граждане России, по прошествии двух месяцев на незанятые вакансии можно принять иностранных граждан", - сообщил он.
Существующий механизм квотирования действительно сложен. Он заставляет работодателей заявлять о привлечении иностранных сотрудников более чем за год, правда, с возможностью корректировки в течение года. "Квота уже не отвечает потребностям экономики. Она только осложняет и практически делает невозможным привлечение легальных сотрудников малым и средним бизнесом", - говорит заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России Дмитрий Демиденко. Заместитель генерального директора по развитию клиентского сервиса компании "О.С.Т." Светлана Тарасова говорит: "Чтобы заявка на следующий год была принята к рассмотрению, ее необходимо подавать до 1 мая. В июне 2013 года подать документы можно только на 2015 год". Но при всей своей неповоротливости такой инструмент, как квотирование, имеет защитные функции, которые могут быть утрачены. "В той схеме, которую предлагает ФМС, в принципе отсутствует сам по себе механизм регулирования. То есть нельзя будет через некоторое время сказать: "У нас произошли изменения в экономике, и мы больше не нуждаемся в таком количестве трудовых мигрантов". С отменой квот мы лишаемся возможности регулировать число прибывающих из-за рубежа работников не только по каким-то отдельным сегментам, но и общее их количество", - говорит заместитель директора департамента занятости населения Минтруда России Георгий Гаденко.
Идея отмены квот появилась совсем недавно, еще год назад в официальных документах она не упоминалась. Так, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной президентом РФ 13 июня 2012 года, в качестве основного направления государственной миграционной политики РФ предусмотрена разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, предусматривающих такие направления, как: совершенствование механизма квотирования и создание механизма привлечения иностранных сотрудников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими гражданами, подчеркивают в минтруде.
На смену квотам в качестве защитного механизма, сдерживающего рынок труда от переизбытка иностранных сотрудников, может прийти такой инструмент, как допустимая доля привлечения в компанию иностранных работников. Однако специалисты мин-труда считают, что работодатель может обойти это ограничение. Так, компания, в целях соблюдения доли, может увеличить штатную численность организации, тем самым привлекая иностранных работников на необходимые позиции, а рабочие места, на которых должны трудиться российские граждане, оставлять вакантными. Миграционной службе нужно будет подумать над совершенствованием этой нормы, к примеру, использовать для расчета доли занятых мигрантов фактическую численность сотрудников на предприятии. Кроме того, в минтруде отмечают, что такой механизм, как установление допустимой доли иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности уже существует. Он регулирует их привлечение в отдельных сегментах экономики.
Также в минтруде считают, что предлагаемый механизм не учитывает социально-экономических возможностей регионов. Некоторые субъекты РФ недостаточно обеспечены поликлиниками, жилым фондом, детскими садами, школами, транспортом, объектами досуга. "Неконтролируемое и нерегулируемое увеличение численности временно проживающих иностранных граждан существенно увеличивает нагрузку на инфраструктуру", - считает Георгий Гаденко.
Существенным изменением в механизме трудоустройства мигрантов станет то, что устроиться на рабочие места они смогут в том случае, если в течение двух месяцев не удалось подобрать на них российского работника. При этом создать вакансию, на которую не откликнутся граждане РФ, довольно просто. "Отсутствие требований к вакантным рабочим местам, на которые планируется привлечение иностранных работников, может стимулировать работодателя к подаче заявки с намеренно низкой заработной платой, которая не будет привлекательна для российских граждан", - говорит Гаденко.
Работодатели не готовы платить иностранным сотрудникам ту же заработную плату, что и россиянам. Данные 2013 года показывают, что работодатели планируют выплачивать мигрантам заработную плату выше средней по России (28,8 тыс. рублей) лишь на 92,5 тыс. рабочих мест (7% от количества рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников). В то время как количество рабочих мест с заработной платой не более 15 тыс. рублей составляет почти 902,2 тыс. (68%). То есть заработная плата является четким разграничением, какая вакансия предназначена для российского гражданина, а какая для мигранта.
Кроме того, предложенный механизм трудоустройства не предусматривает никаких ограничительных мер на случай увеличения притока мигрантов на российский рынок, считают в минтруде. "Если в мировой экономике происходит ухудшение ситуации, то надо понимать, что по отношению к основным поставщикам рабочей силы - Таджикистана, Узбекистана, Киргизии - эти изменения происходят более ощутимо, поскольку у них более низкий уровень развития экономики. И в такой период они, естественно, могут оказывать дополнительное давление на российский рынок труда", - говорит Георгий Гаденко.