Некоторые инициативы неофициального "четвертого антимонопольного пакета" не нашли поддержки ни у экспертов, ни у участников рынка. По их мнению, предложения идут в разрез с принятой правительством "дорожной картой" по развитию конкуренции. А на отдельных рынках, по сути, создают антиконкурентную среду, способствуя поддержке монополиста.
Больше всего критики досталось положению, по которому разработчик поправок - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - хочет получить право устанавливать правила недискриминационного доступа для компаний с долей рынка больше 70 процентов. Аналогичные правила действуют сейчас для госмонополий.
Под критерий ФАС попадают, к примеру, структуры "Газпрома", поставляющие большую часть серы на российский рынок, производитель хлористого калия "Уралкалий", а также "Апатит" (входит в группу "ФосАгро"). Последний обеспечивает российскому рынку более 75 процентов апатитового концентрата - сырья для производства минеральных удобрений. При этом около 60 процентов производимого апатитового концентрата потребляется внутри группы "ФосАгро". И есть лишь 3 российских потребителя апатитового концентрата, независимых от "ФосАгро": "Минудобрения (г. Россошь), "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината" и "Воскресенские минеральные удобрения".
Для этого рынка предложения ФАС эксперты и деловое сообщество считают особенно вредными. Дело в том, что в 2010 году "ФосАгро" и его независимые потребители добровольно заключили договоры поставки апатитового концентрата с ежегодным увеличением цены на индекс промышленной инфляции. Такой подход был одобрен правительством, самим антимонопольным ведомством и являлся следствием многолетних судебных разбирательств во всех инстанциях, включая Высший арбитражный суд (ВАС). Он должен был защитить потребителей апатитового концентрата от монопольного завышения цен.
Но холдинг "ФосАгро" выступил с предложением с 2014 года привязать внутреннюю цену апатитового концентрата к ценам фосфатов Марокко. В этой африканской монархии находится крупнейший в мире производитель такого сырья - "Королевское управление фосфатов (OCP Group) - фактически государственная монополия, полностью подконтрольная королю. ФАС включила этот пункт в "Правила недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата", которые потребовала соблюдать.
Потребители обжаловали документ в ВАС, который установил, что принятие подобной методики ценообразования является попыткой государственного регулирования цен. Вскоре ФАС переименовала "Правила" в "Рекомендации", подчеркнув их необязательный характер. Но "ФосАгро", руководствуясь "Рекомендациями", продолжала требовать увеличения цены на апатитовый концентрат, что вызвало многочисленные судебные споры. Арбитражные суды поддержали большинство потребителей.
Новые поправки в закон о конкуренции фактически придадут этим правилам законную силу, отмечает в отзыве на законопроект Александр Марков, адвокат FGM solicitors & international lawyers. Управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай добавляет, что введение государственного тарифного регулирования на рынке апатитового концентрата входит в противоречие с нормами ВТО, которые согласилась соблюдать Россия. Это может привести к серьезным внешнеполитическим осложнениям.
Но дело не только в обязательствах России по отношению к партнерам по ВТО. По мнению независимых потребителей апатитового сырья, поправки, если они будут приняты, сыграют на руку монополисту. В размещенных на госпортале отзывах на законопроект они отмечают, что повышение стоимости апатитового концентрата, который нечем заменить, сделает неконкурентоспособными независимых от "ФосАгро" производителей. "Требуемый монополистом двукратный рост цен приведет к остановке "Воскресенских минеральных удобрений", - отмечает гендиректор предприятия Сергей Дриневский. - ВМУ 80 лет назад строился именно под переработку сырья с "Апатита". Наши агрегаты не могут работать на другом сырье". Как добавляет гендиректор ЗМУ КЧХК Сергей Момцемлидзе, его предприятие будет вынуждено закрыть производство сложных удобрений и прекратить их поставку сельскому хозяйству.
Устранение с рынка независимых производителей минеральных удобрений приведет к росту цен на удобрения и снижению объемов их использования, предупреждают сельхозпроизводители. "Растениеводческая продукция будет производиться все более низкого качества. В первую очередь пострадают от дефицита этого элемента такие "фосфоролюбивые" культуры, как овощи, рапс, особенно сахарная свекла", - добавляет Олег Кананыхин, генеральный директор агрохолдинга "Русский дом".
О негативных последствиях принятия поправок предупреждают и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. В отзыве РСПП на законопроект отмечается, что предлагаемые нормы "могут создавать дискриминационные условия ведения предпринимательской деятельности для различных хозяйствующих субъектов".
А в "Деловой России" вообще видят опасность в радикальном и частом изменении антимонопольного законодательства. В своей позиции по этому поводу общественная организация неоднократно подчеркивала, что это может негативно отражаться на стабильности гражданского оборота и национальных программах инвестирования.