Апробация некоторых элементов нового документа началась уже весной. Главным для исследования новых возможностей этого нормативного акта в Калужской области определено обязательное общественное обсуждение планируемых закупок.
- Пока закон еще не вступил в силу, это требуется лишь тогда, когда максимальная стоимость закупки превышает миллиард рублей, - пояснил корреспонденту "РГ" министр конкурентной политики области Николай Владимиров. Правда, регионы, если сочтут нужным, могут принять собственный нормативный акт, позволяющий в особых случаях назначать обсуждение и закупки стоимостью свыше 100 миллионов рублей. Калужская область такой акт приняла, однако до его широкого использования дело пока не дошло.
Впрочем, уже прошедшее обсуждение заказа на строительство перинатального центра стоимостью более миллиарда оптимизма его устроителям не внушило. Да, представители общественных организаций, которых созвали на дискуссию, пришли в аукционный зал министерства. Перед ними выступили представители заказчика, сотрудники областного минздрава. Но больших вопросов ни сумма заказа, ни его целесообразность не вызвали. Зато потом, уже после того, как конкурс прошел и на нем определили подрядчика, началось обсуждение на страницах местной печати.
- То, что не поступило предложений и возражений, говорило, наверное, о том, что по этим торгам движемся в правильном направлении, - отмечает начальник управления госзаказа Сергей Чериканов. - Но потом в прессе необходимость перинатального центра все-таки оспаривалась. Посчитали расходы на одного младенца весом ниже 500 граммов (а их рождается мало), получив бешеную сумму. И задались вопросом, зачем вообще нужен этот центр. Но если бы эти люди пришли на обсуждение, им бы объяснили, что перинатальные центры - не только для таких новорожденных. И тех, кто весит больше, тоже сюда помещают, если необходимо их выхаживать.
Беспокойство низкой активностью общественности подтвердила и эксперт из Экспертного совета при правительстве России Елена Готцева.
- Сейчас взаимодействие общественности и заказчиков во многом строится по принципу "поймать заказчика за руку". Мероприятия по общественному контролю в рамках 94-го закона - это отдельные случаи выискивания у заказчика закупок с нарушением закона и придания их гласности. А стратегическая цель 44-го закона - перевести дискуссию в иную плоскость. Смысл в том, чтобы общественность участвовала в принятии решения о тех или иных закупках, влияла на те или иные решения заказчиков или корректировала их. То есть речь идет о переводе взаимодействия в конструктивную форму.
Иными словами, задача - в повышении гражданской ответственности общественности. Но, как бы ни было сложно ее решить, и этого мало. Экспертов надо еще и обучать профессионально обсуждать поставленные вопросы.
- Тот, кто хорошо разбирается в проблемах ЖКХ, вряд ли сможет столь же скрупулезно обсудить особенности закупок сложной медтехники, - сетует Елена Гоцева.
- Мы здесь видим возможность только в повышении профессиональной компетенции общественных экспертов, - считает замгубернатора Максим Шерейкин. - А профессионализировать экспертное сообщество можно, предлагая участникам дискуссии вносить конкретные предложения, например, по изменению технических условий. Но при этом они должны обосновывать свое мнение. Тогда те, кто в теме не разбирается, просто будут отсекаться.
Между тем встал еще один вопрос: какую ответственность будут нести общественные эксперты за поданные ими советы и высказанные пожелания. Оказалось - никакой. Конечную ответственность несет заказчик. И представители ведомств, занимающихся государственным заказом (а это практически все министерства облправительства), недоумевают: зачем им прислушиваться к мнению общественности, если в результате может быть принято неверное решение. Вопрос пока остался без ответа.
Чтобы справиться с препятствиями на пути к участию в процедурах закупок, общественникам предложили для начала изучить сам закон и возможности влияния на власть в этой сфере. Кроме того, необходимо следить за объявлениями, которые размещаются на федеральном портале госзакупок или сайтах заказчиков.
- Если калужане не хотят или испытывают трудности при заходе на общероссийский портал, они могут следить за процедурами закупок, планами заказчиков на странице закупок областного министерства конкурентной политики tender.admoblkaluga.ru, - говорит Сергей Чериканов. - Здесь можно принять участие в обсуждении на форуме и, если возникнет необходимость в обязательном общественном обсуждении, предложить его провести.
Пока же организаторы пилотного проекта в регионе вынуждены констатировать, что первый опыт привлечения общественности к делу государственных и муниципальных закупок сложно оценить как положительный. Но и это тоже опыт.