12.08.2013 23:21
    Поделиться

    Эксперты: Российские туристы не защищены в своей стране

    Российские туристы не защищены в своей стране, внутренний туризм не безопасен, а его успешное развитие зависит от криминогенности тех или иных регионов - делает вывод председатель правления конфедераций обществ потребителей Дмитрий Янин. Так он прокомментировал "Российской газете" скандальную ситуацию с избиением на турбазе местными налетчиками 20 туристов из Москвы.

    Причины и подробности массовой драки на территории турбазы "Серебряный век" в Тарусе, где местные жители в результате пьяного конфликта напали на отдыхающих и нанесли большинству из них травмы, сегодня известны. По факту драки возбуждено уголовное дело.

    Среди экспертов "РГ" эта история вызвала неоднозначные оценки. Директор одной из московских турфирм Татьяна Пронина поясняет, задача турфирмы - купить у отеля или турбазы места и предоставить клиентам исчерпывающую информацию об услугах, предоставляемых этими отелями. И на этом ее задачи считаются выполненными. "Сегодня в России практически нет офисов, не говоря уже о гостиницах, пансионатах и базах отдыха, где бы не было собственной охраны", - поясняет Татьяна Пронина. Поэтому, по словам собеседницы "РГ", в описании условий проживания для туристов перечисляются все услуги, включая охрану. "А дальше - выбор за самими путешественниками. От драк и потасовок, тем более в пьяном виде, никто и нигде не застрахован. Единственное, что нужно в этих случаях, скоординированные действия охраны и полиции, чего в России часто не происходит в отличие от зарубежных курортов", - заключает Пронина.

    По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, то, что произошло, "частный, редчайший, случай". "Не надо приписывать это нашему внутреннему туризму как системное явление. Турбазам такой откровенный криминал практически не свойственен", - говорит она и приводит статистику турпроисшествий. Судя по ней, в России с туристами происходит больше всего несчастных случаев. Наиболее распространенные - происшествия в горах и на воде: обрушилась лавина, замерзли, сорвались, утонул корабль, перевернулся катамаран, неудачно сплавились по реке и так далее. Бывают и другие трагедии - прыгнул вниз головой в пустой бассейн. На первом месте по количеству такого рода происшествий с участием туристов стоит Россия, за ней идет Украина. На третьем месте - Таиланд. При этом, если брать только криминальные происшествия - избили, ограбили и так далее, - то лидирует Таиланд. Россия, по данным Тюриной, - на втором. Но при этом надо учитывать еще размер территории и количество жителей. А подавляющее число россиян, вопреки расхожему мнению, отдыхают чаще всего именно в своей стране, подчеркивает Тюрина.

    Вопиющим случаем также называют происшедшее в Ростуризме. Руководитель пресс- службы Ирина Щеголькова уверена, что он не будет иметь последствий для внутрироссийского туризма. "Подобных историй на моей памяти не было. Конечно, бытовые конфликты бывают. Но чтобы массовое избиение - такое впервые. Надеюсь, правоохранительные органы разберутся, кто виноват в этой ситуации, чтобы впредь такое не повторялось", - приводит она аргументы. И поясняет, что туристы, выезжающие за границу, защищены медицинской страховкой. Внутри России, на случай травм и несчастных случаев, действует система обязательного медицинского страхования. Что касается ответственности туроператоров и компенсаций гражданам за нарушенный отдых, то здесь сведения Ростуризма, самих турфирм и обществ по защите потребителей расходятся. "Путешественник имеет право на получение компенсации, если туроператор не исполняет свои обязательства или оказывает свои услуги некачественно", - говорит Щеголькова. В турфирмах это знают. Но применительно к несчастным случаям и дракам в отелях на свой счет не относят. "Это не прописано в договорах туруслуг. Безопасность обеспечивает дирекция курортов и турбаз", - твердят туроператоры.

    "Только хозяева гостиниц гарантируют людям безопасное проживание и в случае подобных инцидентов обязаны компенсировать неиспользованный отдых. Причем независимо от того, чем закончится уголовное дело, будут ли найдены виновные и какое наказание понесут", - подводит итог заочному спору Дмитрий Янин, ссылаясь на нормы закона о защите прав потребителей. По словам Янина, за рубежом, в том же Египте, Турции, США, владельцы гостиниц и мест массового отдыха обязаны обеспечивать их адекватную охрану - это значится в стандартах безопасности, которые прописаны в требованиях к условиям деятельности гостиниц в зависимости от их величины и звездности. "Обязывать устанавливать на территориях опорные пункты полиции, это, конечно, накладно", - говорит Янин. Но если в России хотят развивать местный туризм, то владельцам баз отдыха и гостиниц или хозяевам новомодных сельских экологических "ранчо", приглашающих людей "на постой", конечно, придется инвестировать в профессиональную охрану и оперативную связь, чтобы не доводить дело до кровопролития", - добавляет Янин.

    Кстати

    Калужская полиция решила задержать директора турбазы в Тарусе, где избили отдыхающих.

    Сейчас он является предполагаемым зачинщиком драки, - сообщили в региональном управлении МВД.

    По некоторым данным, пострадали от 12 до 20 человек. Стражи порядка возбудили два уголовных дела - одно о хулиганстве, а другое - о причинении вреда здоровью. По некоторым данным, поводом для нападения стал конфликт между туристами из Москвы и директором в ресторане базы отдыха.

    Комментарий

    Александр Крестников, главный редактор журнала "Отдых в России":

    - Случай, который произошел в Калужской области, очень показателен. Многие владельцы частных отелей и туристических баз, особенно небольших, воспринимают их как собственный дом. Они позволяют себе  выпивать даже на ресепшн, ведут себя откровенно вызывающе, не считаясь с тем, что  о них подумают гости.

    Происходит это во многом из-за того, что в ситуации, когда спрос на летний отдых превышает предложение, а в России сегодня именно такая ситуация, владельцы уверены, что к ним все равно приедут. Утрутся и приедут. Наши люди не будут  жаловаться в контролирующие инстанции, а если даже пожалуются, то вряд ли дождутся от властей какой-то реакции. Из-за этого мы сплошь и рядом видим в отелях практически с улицы набранный, необученный персонал, а также дикие цены при низком качестве.

    Не так давно наших журналистов тоже чуть не побили. Мы открыли в журнале рубрику "Тайный гость", и как-то в одном из ресторанов наши корреспонденты, получив бифштекс из старого мяса, обозначенный в меню как телятина, попросили подойти повара. В ответ официант вызвал охранников заведения, и те в грубой форме потребовали оплатить счет. За соседним столом выпивал с друзьями хозяин этого места, и его ничуть не смутило наглое поведение его сотрудников. Возможно, дело дошло бы до рукоприкладства, но ситуацию спас как раз личный гость владельца. Он, по сути, посторонний человек, встал … и принес вино в качестве компенсации за испорченный отдых. 

    Поделиться