Высотные работы
Народная слава пришла к ребятам в прошлом году, когда они превратили стену подсобного помещения гимназии № 5 в гигантскую книжную полку. За две недели унылый фасад преобразился в "стеллаж" с собранием сочинений великих классиков. Тут и Гоголь с его "Нужно любить Россию", и "Анна Каренина" Толстого, и "Алые паруса" Грина, и "Гамлет", и сказки Пушкина. Нашлось на необычной "книжной полке" и место вымышленным произведениям, таким как "Гимназия № 5. Победители" и "Тюмень - мое достояние", а также книге Владислава Крапивина.
- Два года мои дети ходили в эту гимназию, и все школьные праздники приходилось фотографироваться на фоне страшного здания. К началу третьего учебного года я уже четко представлял, что я хочу и как это сделать. А что может быть достойным украшением школьного двора? Конечно, книги, - рассказывает Дмитрий Зеленин.
Родители гимназистов одобрили творческий порыв Дмитрия. Каждый принес по сто рублей - художникам хватило на краски и прочие материалы.
Арт-объект занял почти 2200 квадратных метров. Ребята признаются, что никогда прежде не писали таких огромных полотен и не работали на высоте семи с половиной метров. Но все получилось. Снимок "книжной полки" появился в отечественных и даже зарубежных СМИ.
Сразу после этого по приглашению одной из строительных компаний художники "оживили" дряхлую избушку в центре города: бизнесмены решили оборудовать ее под офис. И мастера превратили столетний дом в "Манхэттен", обшив его специальной влагостойкой фанерой. При этом конструкцию собрали таким образом, чтобы после сноса строения панно легко можно было демонтировать и перенести в другое место.
Шаг за дверь дома
Если есть хорошая идея, всегда найдутся люди, которые захотят ее реализовать, уверен Дмитрий Зеленин. В этом он убедился, когда захотел внести уют в мрачные подъезды многоэтажек. Впрочем, как раз с этого художники и начинали: в Тюмени они расписали уже почти полсотни подъездов. Руководителя одной из управляющих компаний города Наталью Бахманову ребята уже давно зачислили в свою команду.
- Первый рисунок появился в моем доме. Потом я просто зашел на сайт администрации, взял список управляющих компаний и сделал рассылку. Буквально на следующий день позвонила Наталья Георгиевна. Она сама встречалась с жильцами, рассказывала, как здорово жить в чистом, красивом доме, - говорит Дмитрий.
Недавно художники вместе с Бахмановой провели ревизию подъездов, в которых они трудились больше года назад, и сами удивились: ни один рисунок не испорчен непристойными надписями.
- Когда появляются картины, меняется менталитет жильцов. Ребенок, выросший в доме-арт-объекте, будет знать: нацарапать что-то на стене - ненормально. А в доме с окном на помойку, напротив, проведет жизнь с мыслью, что это в порядке вещей. На самом деле, чтобы изменить мир вокруг, нужен всего шаг за дверь дома. Просто нужно вынести свою зону комфорта дальше замочной скважины: постелить красивый коврик перед дверью, поставить цветы на окнах, покрасить дверь, - рассуждает Дмитрий.
Дмитрий-затейник
Вернуться в тюменские подъезды художники намерены осенью, а сейчас, пока тепло, успевают преображать улицы. К примеру, на днях в Тюмени появился Литературный бульвар, который обещает стать еще одной местной достопримечательностью. Художники превратили вентиляционные шахты подземного паркинга в легендарные архитектурные образы. Каждый из шести бетонных коробов посвящен литературному произведению и городу, в котором происходят события: строение с адресом "улица Садовая, дом 302-бис" напоминает о Москве и героях романа "Мастер и Маргарита", указатель "221b, Baker street" на доме с английским фасадом - о Шерлоке Холмсе, здание со шпагами - о мушкетерах. Здесь же, на крыше паркинга, поселились герои Астрид Линдгрен - Малыш и Карлсон. А открывает литературный ряд образ Тюмени, раскрытый через произведения Владислава Крапивина.
- Просто разрисовать стену неинтересно. Изображение должно нести какую-то смысловую нагрузку. В том числе воспитательную. Книги - одна из самых благодатных тем. Я сам очень люблю читать и в свое время занимался книгоиздательством, - признается Дмитрий Зеленин.
А еще раньше Дмитрий успел поработать фотографом почти во всех региональных СМИ, сотрудничал и с "Российской газетой". Но пару лет назад ушел из профессии.
- В последнее время появилось очень много фотографов. Человек покупает фотоаппарат и думает, что он уже профессионал. Мне стало скучно работать рядом с такими коллегами, с художниками намного интереснее. Сейчас у нас нет ни офиса, ни штата. Когда есть идея, я просто зову ребят. Если честно, сам я не умею рисовать. Меня ошибочно называют художником. Я затейник, придумываю, создаю условия для работы. Ищу спонсоров, договариваюсь с собственниками объектов, - делится Дмитрий.
Причем переговоры не всегда завершаются согласием. Так, еще зимой создатели "парадных подъездов" загорелись идеей расписать иллюстрациями из литературных произведений трансформаторные подстанции в школьных дворах. Выбрали около полусотни будок. Идею поддержали городские власти, но энергетики "добро" пока не дают, поясняя, что красить подстанции могут только специалисты энергокомпании и выглядеть строения должны согласно проектной документации. Но разве красующиеся на будках матерные надписи соответствуют этой самой документации? - недоумевают художники.
А вообще, считает Дмитрий Зеленин, всегда найдется человек, которому что-то не нравится: 10 человек пройдут и поблагодарят, а одиннадцатый выразит недовольство, проворчит: а почему его не спросили? Смешно, но, когда художники расписывали стену во дворе гимназии, им говорили, что "Анна Каренина" пропагандирует суицид.
Между тем
Заказы авторам ставшей известной на всю страну "книжной полки" поступают со всех уголков России. Ребят звали в Краснодар, Самару. Например, всю эту неделю тюменские художники будут творить в Югре.