В Екатеринбурге нашли способ борьбы с "резиновыми" квартирами

С 1 июня управляющие компании получили право жаловаться на "резиновые" квартиры (те, в которых проживает больше людей, чем зарегистрировано, и нет приборов учета) в правоохранительные органы и Федеральную миграционную службу. Как предполагалось, госорганы должны помочь коммунальщикам в борьбе с нелегальными жильцами, в результате добросовестные собственники будут избавлены от платы "за себя и за того парня". Однако оказалось, что за два с лишним месяца новый механизм так и не принес ожидаемого результата. "РГ" решила разобраться в причинах сложившейся ситуации.

Напомним, прошлой осенью в России вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг. Одним из новшеств стала отдельная плата за общедомовое потребление ресурсов, введение которой во многих городах проходило очень драматично: кое-где жильцы обнаружили в платежках начисления за ресурсы в местах общего пользования, которые порой в несколько раз превышали показатели индивидуального потребления. Ситуация парадоксальная, учитывая, что на лестничных клетках и в подвалах нет ни ванн, ни туалетов, да и свет горит только в темное время суток.

В ходе разбирательства выяснилось, что во многих квартирах проживает значительно больше людей, чем зарегистрировано. При этом там нет приборов учета и собственники платят по нормативу - только за официальных жильцов, а не за фактический расход ресурсов. Таким образом, в доме возникает разница между начисленным и реальным потреблением. А коммунальщики попросту раскидывают ее на всех соседей, в том числе на тех, кто установил приборы учета и честно рассчитывается по ним.

В итоге государство решило помочь добропорядочным хозяевам. Управляющим компаниям разрешили сообщать о нелегальных жильцах в МВД и УФМС. А те, в свою очередь, обязаны проводить проверку по каждой жалобе, составлять протокол о нарушении и наказывать виновных.

- Получив сообщение о нелегальных жильцах от совета дома или отдельных собственников, мы выезжаем с проверкой, - рассказал "РГ" о технологии работы директор одной из екатеринбургских УК Михаил Попов. - Если информация подтверждается, то составляем акт и передаем его в миграционную службу или правоохранительные органы. Они тоже должны проверить поступившие сведения. Составленный ими протокол о нарушении дает нам право сделать перерасчет квартплаты за "резиновую" квартиру.

Однако, как признаются представители обслуживающих организаций, пока выявлять и призывать к ответственности нарушителей получается с трудом. В первую очередь потому, что их не всегда удается застать дома. Кроме того, обитатели подозрительного жилья попросту отказываются общаться с коммунальщиками, которые приходят с проверкой: не открывают дверь, не пускают в квартиру и не хотят рассказывать о количестве проживающих. Не говоря о том, чтобы добровольно подписывать акты о нарушениях. У нелегалов также часто находится "железное" оправдание: зашел в гости или приехал к родственникам на несколько дней.

В то же время, по словам представителей екатеринбургских УК, пока и сотрудники госорганов неохотно реагируют на жалобы. А если и выходят в рейд, то сталкиваются с теми же проблемами, что управдомы: нелегальные жильцы либо отсутствуют, либо не хотят с ними общаться и впускать внутрь.

- Участковые уполномоченные проверяют информацию по каждой жалобе. Другое дело, что из-за большого объема работы они не могут оперативно проводить проверку по подозрительному адресу, - прокомментировал ситуацию "РГ" сотрудник пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Андрей Соболев.

При этом в правоохранительных и миграционных органах признают: они действительно не имеют права вторгаться в квартиру, если проживающие не разрешают им войти внутрь. Даже у участковых нет таких полномочий. Приходится действовать методом убеждения. Правда, как утверждают представители УФМС и МВД, пока им поступают лишь единичные сообщения о нелегалах от свердловских УК.

- Чтобы механизм наконец заработал, всем участникам процесса нужно определиться, как эффективно действовать, - отмечает Михаил Попов. - Например, мы собрали общественный совет с участием представителей общедомовых советов, правоохранительных органов, миграционной службы, прокуратуры и выработали следующий порядок работы. УК создает единый акт для советов домов, которые записывают в него все подозрительные квартиры: указывают количество проживающих, наличие мигрантов, предполагаемое время, когда квартиранты бывают дома. Компания передает документы в полицию и миграционную службу и затем под руководством прокуратуры вместе с силовыми ведомствами проверяет такие квартиры. Сейчас мы составляем план и график обхода.

Вместе с тем УК предложила самим жильцам сообщать о нелегальных соседях. Для этого она разместила на своем сайте информацию о том, сколько человек официально зарегистрировано в той или иной квартире (но только адрес и цифры, чтобы не нарушать закон о персональных данных). Жильцы дома, знающие реальную ситуацию, смогут сделать выводы и сообщить, куда следует. Как отмечают коммунальщики, новый электронный сервис оказался действенным - в компанию стали поступать звонки о нелегальных жильцах. Владельцы жилья не боятся жаловаться, так как понимают, что в противном случае им придется самим расплачиваться за нежелательное соседство.

Впрочем, специалисты указывают: проблема могла бы и вовсе исчезнуть, если бы все жильцы установили в своих квартирах приборы учета и рассчитывались за фактическое потребление ресурсов. Ведь куда проще купить счетчики, чем разбираться с УК и правоохранительными органами. А в качестве дополнительной меры они предлагают раскидывать всю разницу за общедомовое потребление только на тех собственников, которые не установили приборы учета либо не сдали вовремя показания счетчиков.