14.08.2013 19:27
    Поделиться

    На Урале начали подделывать продукцию тяжелой промышленности

    Суд в Екатеринбурге начал рассматривать первое в регионе уголовное дело о подделке продукции уральской промышленности. На подходе еще несколько аналогичных процессов.

    Если раньше "пираты" на такого рода продукцию особого внимания не обращали, то теперь контрафакт в области тяжелого машиностроения и металлургии приобрел угрожающий масштаб. Угрожает он не только бизнесу - большими финансовыми потерями, но и в самом прямом смысле таит опасность для жизни людей.

    Скажем, использование по назначению вещественных доказательств по упомянутому делу чревато железнодорожными катастрофами и человеческими жертвами. Тяговый хомут автосцепки - это одна из наиболее значимых деталей поезда: тресни сцепка - и состав улетит под откос. Например, минувшей весной в Еврейском АО авария с массовым сходом вагонов произошла как раз из-за излома некачественной сцепляющей вагоны боковой рамы. На Урале же четверо "диверсантов" два года подряд отливали поддельные хомуты в подпольных литейных цехах в Кургане и Шадринске. Около тысячи деталей ценой 30 миллионов рублей они успели поставить на вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия страны - с поддельными сертификатами, с клеймом известного уральского предприятия, но по более низкой цене. Старт этому бизнесу дал бывший сотрудник вагоностроительного завода, который при увольнении прихватил "на память" техническую документацию, необходимую для производства.

    Как объяснил заместитель главного инженера УВЗ Ярослав Рыдлевский, когда в заводской лаборатории проверили качество отлитых в подполье хомутов, то обнаружили почти двукратное превышение содержания углерода, кроме того, сталь не подвергалась закалке. Таким образом, вместо легированной стали детали изготавливали практически из чугуна - хрупкого и неустойчивого к механическим нагрузкам.

    После задержания цеховиков Ространснадзор организовал проверки на всех российских вагоностроительных предприятиях, буквально выслеживая по всей стране каждый поддельный хомут. Из эксплуатации выведено около сотни вагонов, по преимуществу цистерн. Из-за этой ситуации несколько вагоноремонтных предприятий оказались на грани банкротства.

    Сейчас злоумышленникам инкриминируют статью "Мошенничество", а вот обвинение в нарушении авторских или патентных прав им не предъявлено. Теперь судебному следствию предстоит подсчитать ущерб владельцев вагонов, которым пришлось за свой счет заменить "паленые" детали.

    На такие же вопросы вскоре предстоит ответить суду в Челябинской области при рассмотрении дела о фальшивых болотоходах. По данным службы продаж тракторного завода, сейчас в регионе работает около десятка компаний, выпускающих контрафакт под маркой ЧТЗ, но обнаружить и арестовать целую партию поддельных бульдозеров удалось лишь в конце прошлого года. Три подозрительных болотохода, подготовленных к отправке в Санкт-Петербург, задержали на станции "Челябинск-Грузовой", сняли с маршрута и доставили на ЧТЗ для детальной экспертизы, в том числе патентоведческой и технологической. Как рассказал начальник бюро отдела экономической безопасности завода Иван Индин, специалисты обнаружили в штатных местах таблички с товарным знаком ЧТЗ, моделью машин, номером, годом выпуска. Вот только цифры на шильдиках выбивали, что называется, "на коленке" - керном, тогда как на заводе таблички давно заполняет лазерный автомат.

    Оказалось, что машины с такими серийными номерами на заводе не выпускались: самоделки собрали из бэушных узлов и деталей, снятых с производства, покрасили, придали товарный вид и продали как новые. По мнению экспертов, эти машины не годятся для длительной эксплуатации, более того, такой уровень качества не допустим даже для капитального ремонта.

    Промплощадку, где осуществлялись эти чудесные превращения, отыскали, но найти ответственное лицо, которое распорядилось прикрутить поддельные таблички и перебить номера, не удалось. Эта проблема, с которой столкнулось следствие, оказалась не единственной.

    - По закону контрафактную продукцию надо изымать и утилизировать, - рассказывает Иван Индин. - Для правоохранителей очевидно, как поступать с пиратскими компакт-дисками, фальшивой водкой или незаконно изготовленными отдельными деталями. Но что делать с контрафактными бульдозерами? По идее, они тоже должны быть изъяты из оборота.

    По решению следственных органов, самоделки-вещдоки передали на ответхранение добросовестному покупателю - на тралах их все-таки отправили в Петербург.

    Кстати, в этом городе расследуют второе дело о подделке изделий этого же тракторного завода. "Фальшивомашинники" на собственной рембазе - в гаражах на окраине города - из поношенных деталей собирали тракторы, перебивали серийные номера, снабжали машины новенькими документами и продавали как новые. Завод оценил ущерб  от действий этой группировки в 40 миллионов рублей, а следствие - как мошенничество в особо крупном размере.

    От "пиратских" подделок за последнее время пострадали не только южноуральские тракторостроители - недавно на рынке выявили тракторы якобы производства чебоксарского завода, которые предлагались на 10-20 процентов дешевле оригинала. Как сообщает пресс-служба завода, "соответствующие органы уже ведут расследование данных фактов, и горе-фальсификаторы получат по заслугам".

    Столкнуться со случаями подделок своих сертификатов качества пришлось и нижнетагильскому электромеханическому заводу: под маркой предприятия на рынок выбросили дешевую техническую дробь. Вот только расходы "рачительного" покупателя при этом не снижаются: вырастет не только расход поддельного абразива, но и, как следствие, затраты на электроэнергию и на незапланированную замену быстроизнашивающихся частей дробеметных машин. Как поясняют на заводе, прописную истину о том, сколько платит скупой, потребители осознают буквально через месяц. Но производители тем не менее несут убытки.

    А вот использование контрафактного горно-шахтного оборудования может привести к трагедии.

    - Такая продукция может "убить" и бизнес, - добавляет Евгений Мелешин, директор предприятия по выпуску шахтной автоматики. - Если, не дай бог, случится беда и выяснится, что виной тому продукция одного из заводов, он получит "черную метку". И не важно, что эта подделка изготовлена кустарями в подвале и не имеет к нему никакого отношения.

    Практически каждый уважающий себя производитель предлагает потребителям остерегаться подделок, размещает инструкции, как отличить, допустим, настоящий электромагнитный клапан или сигнальную лампу от контрафактной. Самый простой способ - позвонить на завод, осведомиться о годе выпуска техники с неким серийным номером, проверить номер сертификата качества, наличие контракта с дилером.

    - Наши специалисты готовы выезжать на шахты для выявления поддельной продукции, - заверяет Сергей Кулешов, директор по качеству завода-изготовителя шахтных моторов.

    Сами производители защищают свою продукцию с помощью все более высоких технологий, например, на паспорт самоходной машины наносится голограмма с символикой завода.

    - Чтобы бороться с подделками, мы внедряем электронные паспорта вагонов, наносим специальный штрих-код на основные детали тележки игольчатым методом, - рассказал на совещании объединения производителей железнодорожной техники Андрей Шленский, заместитель гендиректора вагоностроительного завода.

    Однако надежная защита от подделок требует серьезных инвестиций - об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, где болезнь диагностирована не вчера. Например, одна из немецких компаний по производству сантехники ежегодно вкладывает 2-3 миллиона евро в борьбу с "пиратством", при этом потери нетто-товарооборота оценочно составляют по меньшей мере три процента, или 100 рабочих мест на немецких заводах фирмы.

    Немецкое машиностроение столкнулось с массовыми подделками машин и механизмов лет пять назад. По данным немецкого машиностроительного общества, потери от "пиратов" несет каждое второе предприятие, подделки замечены во всех секторах - от производства подшипников до готовых машин и механизмов. Президент общества Дитер Клингельнберг советует защищать свою продукцию, опираясь на промышленное право, однако отмечает: "Лучше договориться, чем прибегать к помощи суда, поскольку патентное право и арбитражные суды отнимают ужасающее количество времени и денег".

    В Германии треть конфликтов решается во внесудебном порядке, а каждый третий вскрытый случай воровства в интеллектуальной сфере остается без последствий для "пиратов". Что же говорить о России, где защита авторских прав пока только накапливает первый опыт? Между тем, как показывают последние события, "пираты" не дремлют, а значит, добросовестному отечественному бизнесу надо быть во всеоружии.

    Поделиться