14.08.2013 23:25
    Поделиться

    Водитель спас город от взрыва грузовика с горящими баллонами

    Все, кто пишет, звонит в эти дни Игорю из разных уголков России, вспоминают его коллегу Пашку Колокольникова из знаменитого шукшинского фильма "Живет такой парень" или строчку популярной советской песни о безвестных героях-летчиках: "Дотянем до леса! - решили друзья".

    "Дотянем до леса"

    С 1985-го он за баранкой. И практически все эти годы, исключая службу в пограничной автороте (кстати, там, на Курилах, единственный раз в жизни довелось с товарищами вспыхнувший 9 мая на сопках бамбук за неимением воды тушить парадными кителями) возит опасный груз. Сначала цистерна бензовоза была за плечами, потом кислород, аргон, углекислота, ацетилен, пропан. Что-то с бессменным сопровождающим инженером Геннадием Лобковым лет 20 уже получают за 300 верст от дома, что-то на базе в соседней деревне Прутовая. Оттуда на японском трехтоннике HINO, которому в свое время в четыре руки фанерные борта металлом наращивали, и выдвинулись в 10.00 злополучного дня, предварительно, как всегда, проверив аварийное оснащение: два огнетушителя, противогазы, сигнальные маячки на аккумуляторах. И, конечно, состояние вентилей на каждом из 15-ти 50-литровых баллонов. Все действия множеством рейсов, постоянных экзаменов отточены до автоматизма, но береженого бог бережет.

    Минут через 25, когда до их лесохимического комплекса было рукой подать, в зеркале заднего вида странно сверкнуло. Солнце? Присмотрелся - языки пламени из-под полога. А за окнами домики мелькают. Впереди рынок, храм, заправка "Магнат".

    - Михалыч! - произнес как можно спокойней, - горим. В лес?!

    - В лес! Должны дотянуть...


    Инженер-механик Геннадий Лобков. Фото:Из семейного архива

    Факелом пронеслись

    Медленно идем с ним по окраине городка. Тем двухкилометровым участком маршрута, который тогда преодолели минут за пять. Больница, библиотека, магазин...

    - Поначалу-то я, - вспоминает, - на Свердлова рванул, но вовремя вспомнил: там изба строится, доски навалены штабелями. Да рядом на днях кто-то гору сена свалил. Нет, нельзя по Свердлова. Выруливаю сюда, на 40 лет Октября, четвертую скорость врубаю - и по газам. Улица не битая, почти не подбрасывает, лишь в одном месте плиты колдобинами. Чуть не перевернулся. А слева, справа - народ, ребятня. Глазеют, знаки подают: обернись, мол, пылаешь. Кузов-то уже - факелом. Отмахиваемся: с дороги, с дороги! Последний дом миновали, а прыгать рано: прямо над головой провода ЛЭП. Повредим - беда. Еще немного в сосняк углубились. Выскочили - и началась канонада. Только один баллон уцелел. Три-четыре от взрыва смяло, точно фантики, у остальных вентили, днища повышибало, разметало со свистом по сторонам. Набираем "01" - там уж знают: люди со всей округи сигнализируют. Примчались и впрямь молниеносно - пожарные, полиция, реанимация. Сидим, истлевшую "Хину" жалеем, залитую водой. Я ж ее когда-то своим ходом из Владика гнал. Вдруг смотрю: жена с дочкой прорываются через оцепление. В горстях таблетки - от давления, от нервов: "А нам сказали, что ты взорвался". У Михалыча-то домашние не в курсе были, позже из теленовостей все узнали, а моих кто-то известил. Ну а дальше звонки потоком пошли. Родственники, друзья-однополчане. Норильск, Назарово, Сочи, Чита, Хакасия, Новосибирская область, Кемеровская...

    Плоды воспитания

    - Вы уж не приукрашивайте ничего, - просит Игорь. - А то, когда по Интернету про взрыв стали передавать, кто-то сочинил, будто мы "отделались царапинами". Не было никаких царапин. А мне от любой неправды неловко. Так, видно, воспитан.

    После ГПТУ предложили ему, лучшему выпускнику, вне конкурса направление в Приморье. Мастером производственного обучения. И бронь от армии. Услышал - наотрез отказался: "Людям-то что потом объяснишь?" Перед призывом спросил брата, только демобилизовавшегося, как научиться ладить с "дедами". Услышал совет: "Ни под кого не подстраивайся, будь всегда самим собой. Так и живи". Так и живет.

    Кстати

    На 743-м километре автодороги "Байкал" Mazda Demio, выехав на встречную полосу, врезалась в Lexus LX 470. От удара внедорожник вылетел в кювет, опрокинулся и загорелся. Водитель красноярского автобуса Владимир Степанчонок, оказавшись случайным свидетелем ДТП, тут же бросился в пекло. Разбил боковые стекла, люк, перерезал ремни безопасности и успел спасти из объятого пламенем салона всех пострадавших - 7 взрослых и 4 детей.

    Прямая речь

    Геннадий Лобков, инженер-механик, сопровождавший опасный груз

    - Могли ли мы бросить машину, чтоб шкуру свою спасти? Даже мысли подобной ни на секунду не возникало! А вот над тем, почему такое случилось, голову до сих пор ломаю. Беспрецедентный, по крайней мере в моей многолетней практике, случай. Баллоны разделены очень плотными кольцами. Соприкосновение невозможно. Тем более удар, способный вышибить искру. Да и не страшна она пропану. Пока к нему открытый огонь не поднесешь, ни за что не вспыхнет.

    Компетентно

    Евгений Яричин, начальник отделения дознания отдела надзорной деятельности по Енисейску, Енисейскому району и Лесосибирску ГУ МЧС Красноярского края

    - Неосторожного обращения с огнем, нарушений правил пожарной безопасности не зафиксировано, оснований для возбуждения уголовного дела нет. Но до причин-то происшедшего мы обязаны докопаться. Ситуация невероятная. При загрузке ни запаха, ни шипения не наблюдалось, однако свидетели показывают: из-под тента шел характерный белый дым. Значит, какой-то баллон, по всей вероятности, разгерметизировался? Пространство незамкнутое, проветриваемое - никаких условий для самовозгорания пропана. Но что-то же вызвало искру? Отрабатываем сейчас вместе с экспертами испытательной лаборатории возможные версии. Ну а оценка действий водителя и сопровождающего однозначна: молодцы мужики.

    Юрий Скумай, главный энергетик Новоенисейского ЛХК

    - К Игорю и Геннадию у нас, разумеется, никаких претензий. Опытнейший, самоотверженный, мужественный тандем. Буквально назавтра выделили им другую машину. До часа ночи они ее переоборудовали и утром отправились в новый рейс.

    Поделиться