14.08.2013 23:28
    Поделиться

    На Дону разгорелся спор из-за наследства известного скульптора Королькова

    На Дону делят наследство скульптора Сергея Королькова, творчеством которого восхищался Шолохов
    Страсти разгораются вокруг родового гнезда Сергея Королькова - двухэтажного особняка с участком семь соток в хуторе Шмат. Усадьбу мечтает официально оформить на себя дальний родственник скульптора Николай Посиделов. Да вот беда - на дом, переживший несколько исторических вех, не сохранилось документов.

    А власти требуют доказательств, например, домовую книгу, чтобы все как положено, чтобы запись была. Пока Николай Семенович с разрешения хуторской администрации живет в родовой усадьбе на птичьих правах.

    Чей дом, кто тут жил, вся округа знает назубок. Его до революции построил на берегу Дона дед Королькова, зажиточный конезаводчик Посиделов. Здесь юный Корольков лепил фигуры из песка - в основном рыбаков и рыбачек с крупным уловом. И лепил настолько талантливо, что однажды к его родителям нагрянула группа маститых художников. Они проплывали мимо хутора на лодке и, увидев песчаные скульптуры, захотели узнать, кто автор. Так волею случая донской самородок выбрал себе профессию не рыбака, а художника.

    Сергей Корольков - фигура известная и легендарная. Михаил Шолохов выбрал его из многих художников, желающих проиллюстрировать "Тихий Дон". Рисунки Королькова поразили писателя знанием казачьего уклада и скрупулезностью в изображении деталей.

    - Это настоящая документальная летопись истории казачества, - говорит искусствовед Валерий Рязанов. - В Ростовском музее изобразительных искусств есть издание романа "Тихий Дон" с автографом Михаила Шолохова. "Дарю экземпляр с иллюстрациями самого лучшего художника", - написал Михаил Александрович. Шолохов ласково называл Сергея Григорьевича Корольком.

    Советскую власть скульптор не любил открыто. Очень критиковал коллективизацию. Не участвовал в выборах, не вступил в партию. Однажды в центре Ростова прилюдно спел гимн "Боже, царя храни" и был задержан милицией. За Корольковым устанавливается слежка. Говорили, что если бы не хлопоты Шолохова, монументалиста бы арестовали. Однако документально такая версия ничем не подтверждена.

    В 1939 году ростовский скульптор оформляет советский павильон, который был представлен на международной выставке в Америке. В Великую Отечественную войну любимый художник Шолохова живет тем, что продает немцам свои работы, в том числе иллюстрации к "Тихому Дону". Когда немцы уходят из Ростова, Корольков принимает решение бежать вместе с ними. Существует легенда, что в Германии скульптор лепит бюст Гитлера и впоследствии изображение этого изваяния попало на нацистскую марку.

    - Скорее всего, этот слух был специально сфабрикован, чтобы дискредитировать Королькова, - уверен Валерий Рязанов. - Кто бы разрешил беглецу из СССР лепить фюрера? Вообще о донском Родене много легенд ходило. Очень противоречивая и неоднозначная личность. Другое дело, что личность Сергея Королькова в России малоизвестна. После отъезда в Германию, а потом в США выдающегося скульптора как будто вычеркнули из списка.

    В США Корольков становится признанным мастером, председателем американской ассоциации скульпторов. Надгробный памятник на могиле президента США Рузвельта - работа любимого художника Шолохова. Сергей Григорьевич выполнил памятник по просьбе вдовы Рузвельта Элеоноры. Потом он создал памятник президенту Аврааму Линкольну.

    В конце 1959 года в США приехала советская делегация во главе с Никитой Хрущевым. Королькову передали письмо Михаила Шолохова, в котором он просил скульптора вернуться на родину. Однако тот был уверен - вернусь, тут же посадят. И отказал другу.

    Биографию знаменитого родственника Николай Семенович Посиделов изучил досконально и даже отнес несколько книг в суд и главе администрации Азовского района, к которому приписан Шмат. Все напрасно. Дом в собственность не дали. Посоветовали: да ты живи так.

    Председатель общества Александр Кожин - фигура известная в Ростовской области. Борется за сохранение культурного и исторического наследия в регионе, и кое-что ему удается. Александр Кожин предложил создать в хуторе Шмат дом-музей Королькова, а Николая Семеновича Посиделова сделать в нем смотрителем. А надо сказать, к этому времени тот настолько загорелся историей своего рода, что согласился на музей и даже стал собирать экспонаты.

    Несколько раз в Шмат приезжали волонтеры - помочь Посиделову привести дом в порядок и заодно отдохнуть на природе - места здесь красивые, заповедные.

    Комментарий

    Александр Кожин, председатель регионального отделения ВООПИиК:

    - Сделать в хуторе Шмат дом-музей Сергея Королькова - хорошая идея. И должно быть понимание, что это не тяжба родственника, а значимое для всего Юга России дело. На Дону не так много брендов, которыми можно разбрасываться. Сейчас мы создаем в хуторе дом-музей, можно сказать, на общественных началах. Подготовили предложения по составу попечительского совета. Формы использования этого музея самые разные - сюда могут приезжать на пленэр художники, здесь могут быть организованы экскурсии одного дня, где туристы могли бы не только познакомиться с жизнью, творчеством и удивительными приключениями скульптора Королькова, но и почувствовать колорит казачьего уклада. Без такого поворота событий это заповедное место не сохранить. Хоть и существует у нас сегодня положение о природоохранной зоне, тем не менее живописные берега Дона начинают прирастать частными домовладениями.

    Поделиться