Павел Басинский: На Воробьевых отдыхаешь от Москвы, не расставаясь с ней

"Воробьевы горы. Начало сентября. Начинается золотая осень. Погожий солнечный день. К краю обрыва подходят двое - Николай Глуховцев и Ольга Николаевна, девушка лет восемнадцати. Глуховский в красной русской рубахе, поверх которой накинута серая студенческая тужурка, и в летней фуражке с белым верхом; девушка в легкой летней блузе с открытой шеей; верхнюю драповую кофту держит на руке ее спутник. Останавливаются и с восхищением смотрят на Москву.

О л ь г а Н и к о л а е в н а. Как хорошо, Коля! Я и не воображала, что здесь может быть так хорошо.

Г л у х о в ц е в. Да. Воистину красота! День очень хорош. Ты погляди, как блестит купол у Храма Спасителя. А Иван-то Великий!.. Нет, положительно красота. И подумать, что отсюда смотрели Грозный, Наполеон..."

Так начинается одна из самых популярных пьес начала ХХ века - "Дни нашей жизни" Л.Н. Андреева. До революции в этом спектакле играли Павел Самойлов, Александра Садовская и другие знаменитые актеры, а в советское время - Николай Мордвинов, Ростислав Плятт... Завязка действия происходит на Воробьевых горах - традиционном месте паломничества русской дореволюционной молодежи. Именно здесь клялись в вечной дружбе еще подростками Герцен и Огарев. Но и здесь же устраивались пикники с кострами и распеванием хором популярной среди молодежи песни: "Быстры, как волны / Все дни нашей жизни..."

В 1924 году это место было переименовано в Ленинские горы (идея Лазаря Кагановича), но это было только официальное название. В завершенном в 1940 году романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" заглавные персонажи прощаются с Москвой с вершины Воробьевых, а не Ленинских гор. И Воланд не случайно выбрал их для прощания Мастера с Москвой.

Воробьевы горы - единственное место, где Москва на короткое время как бы покоряется тебе, твоему взгляду. Здесь почувствуешь себя не только Иваном Грозным и Наполеоном, но и крымским ханом, и литовским гетманом - одним из тех завоевателей русской столицы, которые жадно озирали ее, думая, что вот же она, вся, как на ладони, просто иди и бери! А в итоге уходили из нее, понимая, что в реальности владеть Москвой невозможно.

Москва - это город без границ, без строгих очертаний. Не Петербург с его обморочно-горизонтальной перспективой, когда из самого центра, с набережной Невы просматриваются отдаленные окраины. Москва была и остается "дистанцией огромного размера", по замечательному выражению грибоедовского Скалозуба. И не важно, состоит ли она из скопища барских имений, разделенных лишь в центре подобием улиц, или превращается в мегаполис.

Если хотите испытать чувство покоренной Москвы, отправляйтесь на Воробьевы! Если хотите отдохнуть от Москвы, не расставаясь с ней ни на минуту, - прямой путь сюда.

Сегодня Воробьевы горы, Нескучный сад и ЦПКиО имени Горького связывают единые пешеходные и велосипедные дорожки

Добраться до смотровой площадки Воробьевых гор, высшей точки Москвы, несложно. Если вы совсем обленились, поезжайте на машине по улице Косыгина до Университетской площади. Но лучше, разумеется, пройти пешком. Можно по асфальтовой дорожке прямо вверх, не спускаясь на Воробьевскую набережную. Когда дорожка закончится, подняться по каменной лестнице и повернуть направо. Если же вы любитель острых ощущений, можете пройти вдоль зимнего трамплина строго вертикально вверх. Заодно проверите сердце и дыхалку, а возможно, и бросите курить.

Но можно, как Ленин, пойти и другим путем: прогуляться по набережной до пристани, а затем подняться по канатной дороге... если она работает. Когда мы с фотографом Олесей Курпяевой приехали на Воробьевы, она не работала. Так что лучше доверяйте своим ногам. Тем более что прогулка по замечательному широколиственному лесу гораздо приятнее и здоровее. Всё здесь дышит покоем, тишиной и прохладой, и людей в лесу не так много.

Для любителей лесных прогулок созданы три экологические тропы, где вы, кроме тишины и чистого воздуха, еще и просветитесь о пернатых обитателях парка с помощью специально оборудованных информационных щитов. Узнаете, например, что птичек уж точно не нужно кормить солеными, жареными и копчеными семечками и хлебопродуктами.

На смотровой площадке можно не только полюбоваться Москвой и громадой МГУ, но и поесть мороженого (вариант: вареная кукуруза), побрататься с немцами и японцами, которых здесь много, погрустить о молодости, глядя на свадебные кортежи, сходить в красивый храм Живоначальной Троицы, стоящий здесь с XV века, не закрывавшийся в советское время.

Церковь - это единственное напоминание о древности этого места. Воробьевы горы были названы по имени первоначальных владельцев села Воробьево, которое существовало еще в Средние века. Затем это место стало царской летней резиденцией, а в XIX веке - популярным дачным местом. А сегодня на вершине Воробьевских гор собираются байкеры, похожие на обитателей других планет в своих невозможно дорогих кожаных костюмах и касках с солнцезащитными стеклами. Здесь вы можете оценить марки мотоциклов, цена которых не меньше шикарного "Мерседеса".

Спустившись с вершины к набережной и пристани, вы пересечете прекрасно оборудованную велодорожку, где катаются на велосипедах, самокатах и роликах с таким уморительно серьезным видом, как будто делают самое ответственное дело. Я заметил: россияне, пересевшие на велосипед, мгновенно становятся европейцами. На наших глазах не разъехались два велосипедиста, едва не упав со своих двухколесных друзей. Но вместо привычного в таких случаях мата и "куда прешь?" мы видели трогательную сцену: молодые люди вежливо раскланялись друг с другом и, улыбаясь, пожелали друг другу счастливого пути. Вот мелочь, но как приятно!

На пристани вы окажетесь перед выбором: прокатиться ли вам по Москве-реке на теплоходе, который одновременно является плавучим рестораном, или же прогуляться по набережной до Андреевского монастыря и дальше - до Нескучного сада и ЦПКиО имени Горького. Мы с Олесей решили прогуляться и не пожалели об этом. В конце июля этого года и.о. мэра Москвы Сергей Собянин объявил о создании в столице самого крупного парка в Европе, если считать те зеленые зоны, которые находятся в городах. В объединенный парк вошли территории парка "Музеон", Нескучный сад, ЦПКиО имени Горького и природный заказник Воробьевы горы. Этот огромный парк, по задумке властей столицы, будет иметь еще и самую большую набережную в Европе. "Создав из разных кусков единое целое, мы по сути создаем самый крупный городской парк в Европе", - объявил Сергей Собянин. Работа по созданию будущего парка начиналась с приведения в порядок территории ЦПКиО имени Горького. "Все помнят, что там было не очень комфортно, - заявил Собянин. - Но нам удалось сделать так, чтобы парк Горького вернул свою славу лучшего парка Москвы". Уже сегодня Воробьевы горы, Нескучный сад и ЦПКиО имени Горького связывают единые пешеходные и велосипедные дорожки, идущие вдоль Воробьевской и Андреевской набережных.

На набережных в теплую погоду кипит бурная жизнь! Сотни людей приезжают поваляться на травке, позагорать и даже искупаться в реке, что запрещено и, вероятно, не слишком полезно. Но если наши люди не боятся цунами и крокодилов на заграничных курортах, то можно ли их испугать не совсем, мягко говоря, чистой водой? Ныряют и фыркают от удовольствия! Здесь же демонстрируют красоту тела молодые и пожилые культуристы, здесь же одни занимаются медитативной восточной гимнастикой, а другие - просто читают умные книги.

Приезжайте на Воробьевы горы! И вы непременно скажете за героями пьесы Андреева: "Как хорошо!.. Я и не воображала, что может быть так хорошо..."