- Как часто бывает, дискуссии у нас идут вокруг того, чего пока нет. Ни учебник, ни даже его концепция не готовы. Идет бурное обсуждение так называемого Культурно-исторического стандарта. Это лишь хронологический каркас будущего учебника с перечислением персоналий, дат и терминов. Некое предварительное условие и для концепции, и для учебника. Замечания специалистов, советы по совершенствованию стандарта принимаются до первого октября. Затем будет сформирована базовая концепция нового учебного пособия, которую обсудит и проработает рабочая группа. Ее представляют ученые, известные писатели, общественные деятели и учителя.
Первого ноября, обещает академик Чубарьян, стране, наконец, представят долгожданную концепцию. Но это не значит, что работа на этом закончится. Она для специалистов по написанию учебников только начнется: будет объявлен конкурс, и историки возьмутся за дело. Один из них победит.
- Я думаю, что ни один не справится с этой задачей раньше, чем через год после объявления конкурса. То есть учебники появятся не раньше начала 2015-го года. А учить по ним в школах будут с сентября.
Впрочем, работу может затормозить еще один очень существенный момент. Сейчас школьники учатся по так называемой концентрической системе: то есть изучают всю историю до девятого класса, а в старших повторяют то же самое, но в углубленном варианте. Члены рабочей группы по написанию нового учебника склонны вернуть линейную систему, которая позволяет не ходить несколько раз по одним и тем же тропинкам. Но для этого нужно внести изменения в закон.
- Есть и другие вопросы при переходе с "концентра" к "линейке", которые требуют срочного ответа, - комментирует возможные перемены Чубарьян. - Например, в каком классе тогда заканчивать курс? Кто-то считает, что достаточно будет линейно изучать историю до 10-го. Думаю, что в этом есть смысл. А в 11-м можно дать какой-нибудь синтетический курс, скажем, "Россия в мире". Я бы его сделал проблемным, сравнительно-историческим: "Модернизация в России и в мире", "Освободительное движение в России и в мире" и так далее. Для профильной школы можно подготовить углубленный спецкурс для подготовки к вузу. И учебники уже писать под линейную систему, а там другая периодизация.
Пора решить вопрос и о месте курса обществознания, о том, можно ли его считать частью исторического образования и когда изучать. Рабочая группа предложит научному сообществу написать книгу для чтения для младших классов - до 4-го. Есть молодые учителя, которые с удовольствием готовы такую написать. Здесь не грех воспользоваться международным опытом, например, Франции: там выпущены книжечки, где детям рассказывают о стране, в которой они живут, о ее истории, населении, национальностях - коротко, интересно.
Подробное интервью с Академиком РАН Александром Чубарьяном читайте в ближайшем номере "РГ".