Последняя книга Краевой "Колямба, внук Одежды Петровны" недавно вошла в шорт-лист IV ежегодного литературного конкурса "Новая детская книга". Эта новость и стала поводом для нашего разговора.
Ирина, в "Колямбе…" есть момент, когда ее герои вдруг начинают говорить на престранном языке - "ты не выркай!", "эх, колды-болды", "забаралужило, поплескунчики сплошняком"…
Ирина Краева: А это все мое родное, вятское... Выркать по-нашему значит ворчать, забаралужило - это когда небо тучами затягивает, колды-балды - всего-навсего "когда-нибудь". У нас про кошку не скажут, что она серая, говорят - "бусая". Этот говорок идет из глубины веков, и какое счастье, что он сохранился! Мы про себя говорим: "Вятские - ребята хватские. Семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим". Эта самоирония - в вятском характере, она и в разговоре появляется, чтобы придать ему какую-то особую, веселую краску.
А детям понятны ли будут эти слова, не отпугнут их?
Ирина Краева: Почему-то за все мои книжки боятся, что детям они будут непонятны. Вот, например, про "Тима и Дана, или Тайну "разбитой коленки" знакомые говорили, что читали ее с удовольствием, но она не для детей...
По-моему, лестный отзыв.
Ирина Краева: Мой опыт показывает, что хорошая детская книга интересна и для детей, и для взрослых. Потому что это всегда - игра, приключение, честность, фантазия, на это и взрослые откликаются, хорошая детская книжка в папах и мамах пробуждает душевные, человеческие качества.
Если мама и папа понимают игру…
Ирина Краева: Да! В книжке "Чаепитие с пяткой" я попыталась смешать сказку и реальность, волшебство и современную жизнь. Скажем, в одном рассказе девочка Дуся, дедушка и папа задумались, чем порадовать маму на день рождения. Когда мама пришла с работы, дедушка подарил ей куклу со словами: "Доченька, я буду любить тебя всю жизнь, как в детстве". Папа принес в зубах домашние тапочки и сказал: "Я буду тебе верно служить как пес". А Дуся сказала: "Мама я буду любить тебя так, как танк стреляет" и выкатила на веревке настоящий танк Т-34…Может, кому-то из взрослых это непонятно, а семилетние дети (видела после выступления перед читателями) сели с книжкой на диван, начали читать рассказ за рассказом и развеселились так, что не остановить. Мне просто хотелось тут обрадовать ребенка, чтобы он посмотрел на какие-то вещи свободно, раскрепощено, с чувством "ах, неужели такое возможно!"…
Осталось только, чтоб хорошие книжки доходили до детей, о которых говорят, что они ничего не читают...
Ирина Краева: Дети - плохие читатели - в тех семьях, где взрослые плохие читатели. Ведь хороший читатель - не тот, кто читает книжки одну за другой, а тот, кто может о ней рассказать! Сейчас взрослые настолько загружены, что почти не имеют возможности говорить с детьми о книгах. Книга перестает быть очагом, вокруг которого собиралась семья, традиция домашнего чтения практически утрачена. Появляется у родителей время - вся семья идет в торговый центр, в кино...
Может, дело в самих книгах? В том, что не написано пока новых "Карлсонов"?
Ирина Краева: Говорю с ответственностью читателя ежемесячно на несколько тысяч рублей покупающего качественные детские книжки - наша детская литература сегодня находится на взлете. Во-первых, продолжают активно писать мэтры - Юнна Мориц, Владислав Крапивин, Валерий Воскобойников, Сергей Георгиев… Накатила высокая волна молодых авторов. Например, потрясающая, удивительная, Мария Ботева, ей чуть-чуть за 30. Вот-вот у нее выйдет книжка "Мороженое в вафельных стаканчиках". Книжка за книжкой выходят у Анастасии Орловой, Юлии Кузнецовой, Евгении Басовой, Тамары Михеевой, Елены Ракитиной, у тандема: Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак… Увидите эти имена на обложке - не сомневайтесь: чтение доставит радость. Мы медленно выходим из провала 90-х, когда писатели были никому по большому счету не нужны.
А кому они нужны сегодня?
Ирина Краева: Ну, начну с того, что им, наконец-то, стало помогать государство: ни одна детская хорошая книга, на которую издательство просит финансовой поддержки у государства, не остается без нее. Возникают новые книжные фестивали, такие как, например, "Детские писатели вокруг "Детгиза", открываются премии для детских писателей вроде той, что учреждена Книгой.ру, ее финалисты в прошлом году получили от одного издательства предложение выпустить свои книги. Наконец, появилась детская номинация в премии "Ясная Поляна"…
Мне кажется, очень важно, что на многие премии могут претендовать не только российские писатели
Ирина Краева: Да, например, в шорт-листе номинации "Истории сказочные и не только…", куда мне выпала честь попасть, Олег Деев и Пит Рушо из села Счастливое под Бахчисараем - авторы потрясающей "Истории Пиноальбара", киевлянин Юрий Никитинский со своим "Домом дворников". А в более "взрослой" номинации "Фвнтастика. Фэнтези. Приключения" на премию реально претендуют Анна Барсова из Севастополя и одессит Александр Леонтьев…
А откуда взялся этот Колямба, не по годам смышленый дошкольник? И его не менее продвинутая бабушка Одежда Петровна?
Ирина Краева: Колямбу я писала со своего замечательного сына и его друзей, ну, а бабушка - такой я, извините, себя вижу.
В суровые же обстоятельства вы себя в книжке ставите! Героиня, от имени которой ведется повествование, например, в прорубь проваливается, что-то взрывается вокруг нее…
Ирина Краева: В книге практически нет ничего выдуманного, там все из жизни, причем из моей: я и в прорубь бухалась, и взрыв масла тоже я учинила. А сам Колямба, приехавший на лето в деревню мальчик - пытливый, смелый, добрый, попадающий из одного приключения в другое - быстро зажил у меня в книжке своей жизнью, да такой, что мне стало очень интересно описывать ее. Он вел себя, как хотел, а я на него смотрела и думала, вот, молодец парень! Сейчас я пишу вторую часть, Колямба уже пошел в первый класс.
А есть в этих приключениях какая-то мораль?
Ирина Краева: А мораль там только для взрослых - смотрите, товарищи, на своих детей и учитесь их чистоте, их соображению, искреннему желанию помочь. Они же совершенно потрясающие люди, эти дети. И когда пишешь о них - ты сам настраиваешься на радость, в тебе просыпается счастливый человек.
Мирись-мирись
Однажды мама и папа поссорились. Покраснели, надули щеки и разошлись по разным комнатам. Дулись-дулись…
Но есть-то все равно хочется. Мама стала варить борщ. И выяснилось, что ей много чего не хватает.
- Дуся, - говорит она, - скажи своему отцу, чтобы он сходил в магазин и купил свеклу, морковь и сметану.
Дуся приходит к папе и говорит:
- Папа, сходи, пожалуйста, в магазин и купи четыре пиццы, пять пломбиров и большую бутылку лимонада.
Папа вздохнул и помчался в магазин. Через полчаса он вернулся, держа в руках торт и духи, а в зубах у него цвел большой букет роз.
- Мр-ры, - промычал он, - мр-ры.
Мама тут же бросилась к папе на шею.
- Я тебя тоже очень люблю!
В тот день не было ни обеда, ни ужина. Но никто этого даже не заметил, потому что торта хватило на всех.
Как-то раз Надежда Петровна вновь завела свою песню:
- Одевай шапку! Одевай, убиться мне веником!
- Ба-буш-ка! И снова "двойка", - торжественно сообщил этот зануда и надул свои и без того пухлые щёки. - О-девают кого-то, а на себя - на-девают!
- Ах, ты, балалайка, три струны! - возгремела на это Надежда Петровна, не зная чем крыть. - Какая разница: одевают - надевают, если сегодня минус 20 градусов!
- А что, если плюс пять, тебя надо звать Надежда Петровна, а при минус двадцати и Одежда Петровна сойдёт? - съехидничал Колямба. А затем нахлобучил на голову "синию поганку", крепко-накрепко завязал тесёмки. И сообщив: - Сегодня я к ней прикоснулся в последний раз! - отбыл на прогулку.