Владимир Поповкин, руководитель Роскосмоса
Валерий Бурдаков, соратник С. П. Королёва, ветеран космонавтики, профессор МАИ
Она была спроектирована по инициативе руководителя Группы изучения реактивного движения (ГИРД) Сергея Королёва, которому тогда не исполнилось и 30 лет. Стартовая масса ракеты была 19 кг, длина 2,4 м, масса топлива - 5 кг, а тяга двигателя - 300 Н.
Первая наша ракета была построена по классической схеме, предложенной К. Э. Циолковским еще в 1903 году. Идея была проста - ракета для полета в космос получается огромной, поэтому привезти ее на старт просто не на чем. Она должна туда доставляться пустой и заправляться непосредственно на старте. Да и жидкие криогенные компоненты, предложенные поначалу Циолковским, т. е. водород и кислород, дают наибольшее значение удельного тягового импульса. Все это "вынудило" Циолковского изобрести насосный агрегат и жидкостной ракетный двигатель - ЖРД. То есть весь основной антураж современной космонавтики.
В процессе создания первых наших ракет в полной мере проявились лидерские качества Сергея Королёва. Дело в том, что летом 1932 г. и в январе 1933 г. Королёв и его соратники по ГИРДу посетили в Ленинграде Газодинамическую лабораторию. Будущий академик Валентин Глушко показал им в работе создаваемые в лаборатории жидкостные ракетные двигатели и поделился планами применения этих двигателей на ракетах. Но работа этих двигателей была не всегда надежной. Об этом Королёв знал по собственному опыту: ракета Цандера-Королёва из-за неполадок с ЖРД стартовала в том же Нахабино только 25 ноября 1933 г.
Желая как можно быстрее осуществить пуск ракеты, Королёв согласился на предложение Тихонравова решать проблему постепенно: сначала использовать только жидкий кислород, рекомендованный Циолковским, а в качестве горючего применить твердый бензин, недавно изобретённый в Баку. Это был раствор канифоли в бензине. Таким образом, первая наша ракета имела гибридный двигатель. Она хорошо стартовала, начала уверенный полет, но на высоте около 400 м резко завалилась набок и упала на землю, пробыв в полете всего 18 секунд.
Сейчас гибридных двигателей в качестве маршевых в космонавтике нет. Но опыт даром не пропал. Возникла инновационная идея - использовать в ЖРД другой вид гибридного топлива: жидкий кислород и твердые микрокапсулы с жидким горючим наполнителем. Первые такие капсулы имели оболочку из желатина, внутри которой содержался тот же бензин, что и на ракете ГИРД-09. При этом выяснилось, что желатин в жидком кислороде приобретает небывало высокую прочность. В настоящее время доказана возможность на этом принципе создать уникальное пульпообразное ракетное топливо типа "жидкого пороха", т.е. унитарное топливо, хранящееся в одном баке. Именно о таком топливе всю жизнь мечтал Сергей Павлович Королёв.