Алексей Гуськов играет Папу Иоанна Павла II в итальянском фильме

Итальянское государственное телевидение RAI снимает фильм "Он святой, он человек". Главную роль Папы Римского Иоанна Павла II играет российский актер Алексей Гуськов. Наш обозреватель попросил его об эксклюзивном интервью.

Мои поздравления: по-моему, вы первый российский актер, которому в западном кино доверена главная роль. При этом, как говорит продюсер фильма, на нее пробовались такие голливудские звезды, как Ричард Дрейфус и Мартин Шин...

Алексей Гуськов: И я благодарен, что роль доверили мне. Возможно, все решили мои славянские корни: Папа Иоанн Павел Второй был поляком. Все произошло довольно быстро: в мае мне пришел e-mail с описанием проекта, и наш первый разговор с режиссером Порпорати состоялся по скайпу. А когда в июне я прилетел в Рим, мне тут же перекрасили волосы, облачили в папские одежды, фото послали телекомпании RAI, и утверждение на роль прошло без обычных проб.

Роль, мягко говоря,  необычная: человек-символ, представавший миру в ореоле ритуалов и легенд. Как вы готовились к ней?

Гуськов: Времени на подготовку было мало. Тем более что много дней ушло на пробы грима, читку сценария: язык фильма английский, что непросто и для моих итальянских коллег. История развивается на протяжении почти четверти века, от покушения на Папу в 1981 году до его смерти в 2005-м. И важно было понять, как герой менялся, как откладывали свои отпечатки возраст и болезни. Ватикан, конечно, следит за производством фильма, и я встречался с куратором. Но он только наблюдал.

Не советовал, не консультировал, не контролировал?!

Гуськов: Нет, только смотрел.

Как ясно из синопсиса, фильм касается не только религиозного аспекта жизни Понтифика. Какова его тема, связана ли она с раскрытием каких-то особенных качеств вашего героя, которые и привели его на папский престол?

Гуськов: Фильм в первую очередь светский - он о частной жизни Понтифика и, основываясь на реальных событиях, рассказывает историю его дружбы с молодым альпинистом и тренером Лино Дзани, чья книга и стала основой сценария. Погружаясь в этот материл, я понял, какой груз лежал на плечах Кароля Войтылы. Когда появлялась возможность вырваться в горы, чтобы покататься на лыжах или просто уединиться, молиться, думаю, эти моменты были для него истинным счастьем. Преодоление себя, своей слабости, усталости, возраста, болезни Паркинсона - да, наверное, эта сила духа и привела его на папский престол. Очень многое объясняют в фильме его диалоги с Лино: позволяют понять его как человека. Частная жизнь и публичная - разные категории. Как ты ведешь себя наедине с собою и как поступаешь на людях? В чем ты меняешься, встав с постели и почистив зубы, а потом выйдя на публику? И в этом смысле ответственность, которая возложена на Папу, невероятна.

Знакомы ли вы с практикой католицизма?

Гуськов: Я много езжу по миру и, конечно, знаком с католическим культом, без него нельзя представить себе западноевропейскую цивилизацию. Воспитан я в православной традиции, но с искренним уважением отношусь к миллионам католиков, и сыграть главу Католической церкви было для меня огромной честью и ответственностью. Возможно, многие задаются вопросом: как же так, Папу играет не католик и не поляк?! Но когда Энтони Хопкинс сыграл Ганнибала Лектора, его же не спрашивали, почему он не маньяк! Я актер, и это моя работа.

Какие эпизоды съемок вам особенно запомнились?

Гуськов: Запомнилось все - просто потому, что картина снята там, куда приезжал Войтыла. Один из эпизодов снимали на высоте 3500 метров, куда можно добраться только пешком через горы. Но у нас аппаратура, летели вертолетом. Мы туда забрались потому, что в свое первое посещение гор Адамелло Войтыла увидел на самой высокой точке ледника крест. Лино Дзани сказал, что его поставили в годы Первой мировой, когда шли сражения между Италией и Австрией, и на стороне австрийцев воевало много поляков. И Войтыла заявил, что непременно хочет туда добраться. А это мистическое место: ледник постоянно в движении, а крест остается на той же точке. И это восхождение 63-летний Войтыла осуществил самостоятельно! И потом много раз возвращался на Адамелло - там до сих пор можно найти следы той войны, когда его соотечественники погибали на чужбине.

Экстремальные у вас были съемки!

Гуськов: Не то слово... Я снимался 27 дней, а когда все закончилось, было ощущение, что прошло как минимум два года.

Ко мне подошла женщина из Бразилии, сказала, что когда Папа приезжал, она видела его очень близко. И попросила разрешения меня коснуться

В Ватикане снимали?

Гуськов: Да, там сняли сцену, которую я называю "Побег Папы из Ватикана" - когда он сбегал через боковой выход, самый тихий и тайный из трех. В самом соборе Святого Петра не были, там съемки запрещены - даже американцы "Код да Винчи" снимали не там, а под Римом. Папскую приемную, где он встречал посетителей и друзей, мы сняли в примыкающих помещениях Ватикана - там пахнет свечами и действительно принимал светских гостей Папа. Прямо за моей спиной в двух шагах висел подлинный Караваджо! Все по-настоящему, все места съемок - те самые, где бывал Войтыла.

Есть ли сцены, связанные с папской практикой вашего героя, и что вы чувствовали, облачаясь в мантию человека, влияющего на сознание всего мира?

Гуськов: Может, я ошибаюсь, но когда я узнал жизнь Папы ближе, у меня не было ощущения, что вопрос власти над массовым сознанием был для него первостепенным. Скорее, это чувство огромной ответственности. Католическая церковь издавна боролась за признание безошибочного учительства Римских Пап - как наместников Христа на земле. Я думаю, даже облачившись в папскую мантию, простому человеку очень сложно осознать всю тяжесть этой ответственности.

Можете привести пример ваших открытий в процессе вхождения в такой необычный материал?

Гуськов: Понятно, что нырнув в работу, я искал в интернете все материалы о Войтыле. Например, по поводу его знаменитого Non abbiate paura! - "Не бойтесь!" Эта фраза стала ключевой для многих людей в мире, и не только католиков. Так я набрел на его последнюю книгу. И вот его пояснения: не бойтесь принимать мир таким, каков он есть, сохраняйте себя в мире, и ничто внешнее не может разрушить тебя. То есть все, что приходит к нам, приходит от Бога, но если говорить светским языком, то это все - нормальное течение жизни. Не надо ждать конца света, просто жизнь - меняется. Будьте ей открыты и не бойтесь. Вот главная мысль. Он говорил о том, что человечество должно жить в уважении друг к другу, отсюда его целование Корана, совместные молитвы с представителями других конфессий, начиная с нашей ортодоксальной. Он говорил в интервью и о том, что Россия сохранила более театрализованный, мистический культ Христа, что русская культура удивительна и глубока, говорил о Достоевском... Все эти мысли мне очень близки. Как и его мысли о покаянии. В покаянии гораздо больше веры - в способности признать ошибки. Став главой Католической церкви, Иоанн Павел II извинился перед всем миром и за крестовые походы, и за инквизицию, и за многое другое... Открыто и просто. В этом его величие.

Как работалось с режиссером Андреа Порпорати?

Гуськов: Я ему очень благодарен: в своем перфекционизме он похож на Раду Михайлеану (режиссер фильма "Концерт" - ред). Он много раз объехал все объекты будущих съемок - все искал "магическую химию кино".

Пара слов о ваших партнерах по фильму.

Гуськов: Это известные итальянские актеры Клаудиа Пандольфи, Джузеппе Чедерна, играющий президента Сандро Пертини. Очень хорошие отношения у нас сложились с моим главным партнером Джорджио Пазотти, который играет Лино Дзани. Он родом из Бергамо и пригласил меня в гости. Будет возможность - поеду обязательно. Итальянцы очень доброжелательные и общительные, в этом отношении их репутация абсолютно соответствует действительности.

А как насчет языкового барьера?

Гуськов: После "Итальянских сюжетов" это мой второй фильм в Италии. Не могу сказать, что говорю по-итальянски, но что-то уже понимаю и способен объясниться в отеле, на улице, на съемочной площадке. А дальше на помощь приходят английский и обрывки французского, которые остались после съемок в "Концерте". А также богатые возможности жестикуляции. Это в быту. А на экране я говорю по-английски, и мне помогало то, что Иоанн Павел II имел обыкновение говорить раздельно и очень четко, и его английский тоже не был перфектным... Я покурю, можно? Я глубоко курящий человек.

Конечно. А как в Италии обходились? Курящий Папа?!

Гуськов: Прятался! Валера, я прятался, это ужас! На съемочной площадке. Уходил, чтобы не видела съемочная группа. Мучился ужасно, когда спрятаться было невозможно. Все-таки Италия страна католическая. Кто-то в фейсбуке написал: сыграть Папу - это круто! Круче, чем Ленина сыграть!.. Ко мне подошла женщина из Бразилии, сказала, что когда Папа туда приезжал, она видела его очень близко. И попросила разрешения меня коснуться. Так что чувство огромной ответственности, о котором я говорил, возникло не сразу и нарастало постепенно. Наверное, только день на пятый я стал понимать, во что ввязался.

Что было самым трудным?

Гуськов: Трудности в основном были связаны со сложными условиями съемок в горах, непредсказуемостью погоды и постоянными изменениями в съемочных планах. Мне надо было готовиться к сложным сценам, и я просил по возможности сохранять их порядок. Но это не удавалось.

До съемок вам приходилось заниматься лыжным спортом?

Гуськов: Заядлым лыжником я не был никогда, и тренироваться для съемок не пришлось, потому что в этих местах кататься могут только опытные спортсмены. В сложных сценах на лыжи за меня вставал дублер - сам Лино Дзани, который лучше всех знал, как стоял на лыжах Кароль Войтыла. Он очень помогал мне, объяснял, как маневрировать, на что опираться...

Вы наблюдали съемки у нас и "у них". Какие недостатки и преимущества вы видите в каждой из производственных систем?

Гуськов: Как продюсер отвечу: разница в организации кинопроизводства, конечно, есть. Но вы не поверите, сколько раз я удивлялся, до какой степени мы с партнерами, говорим на одном языке. Участнику международного проекта стоит помнить: "у них" тоже умеют снимать кино. Возможно, они делают это по-другому, но они умеют. Взаимное уважение - основа сотрудничества. И я с любопытством наблюдаю за тем, как делают кино немцы, французы, итальянцы. Могу вас заверить, что продюсер RAI похож на своего российского коллегу, как брат-близнец.

В фильме "Концерт" вы играли дирижера, теперь снимаетесь в Италии - на родине великой музыки. Играет ли музыка какую-то роль в картине?

Гуськов: Недавно я услышал фразу Мстислава Ростроповича: "Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки". Так что уверен, что в фильме будет замечательная музыка, но я услышу ее уже на премьере. И, наверное, не случайно мать героя играет прославленная сопрано миланского "Ла Скала" Катя Риччарелли... А в целом все это для меня было совершенно необыкновенным приключением!